Ароматы и время. Бестселлеры парфюмерии

Ароматы и время. Бестселлеры парфюмерии

13.04.2009
Каждый год на нас обрушивается благоухающий водопад новых ароматов. Современные парфюмеры, стараясь избежать однообразия и поразить покупателей новыми, необычными запахами, изобретают и экспериментируют, причем, не всегда удачно. Коко Шанель говорила, что, «парфюмерия – невидимый, но непревзойденный аксессуар». К сожалению эти чудесные «аксессуары» всё чаще начинают напоминать недорогую бижутерию.

Подчиняясь требованиям рынка, большинство парфюмерных домов значительно сократили сроки создания ароматов. Если ещё в 1970–1980-е годы новинки выпускались с промежутком в год-два, то сегодня процесс значительно ускорился, иногда и в ущерб качеству. Появляются ароматы-однодневки, так называемая, сезонная парфюмерия, которая быстро уходит в небытие. Но есть особые духи и туалетные воды, гордо несущие титул «аромат-легенда». Их немного. За всю историю парфюмерного искусства «титулованных долгожителей» можно пересчитать по пальцам.

Часть ароматов, зачислена в «почетный список» под престижным заголовком «Классика». Правда в последние годы претендентов на вечность становится все меньше. Эксперты предсказывают, что теперь лишь один аромат из 100 станет классикой, т.е. продержится на рынке более 10 лет.

Жак Герлен считал, что, – «…духи есть самая концентрированная форма памяти». И это правда! Сколько ассоциаций может пробудить флакончик с парфюмом, которым когда-то душилась мама или бабушка. Да и погони за модными ароматами в прежние времена не наблюдалось. Духи или туалетная вода выбирались «по любви», если запах действительно очаровывал, и носились подолгу. Аромат начинал ассоциироваться с человеком, с событием, с местом, он становился частью жизни и постепенно превращался в воспоминание.

Многие классические духи и туалетные воды уже не выпускаются в великолепных первозданных флаконах. Упаковка стала проще, под стать современным требованиям. Бывает сложно найти первоначальную точную версию аромата. Компании производители выпускают, так называемые, Limited edition (лимитированный выпуск) знаменитой парфюмерии с классической формулой. Существует понятие «упрощенная формула», приближенная к первоисточнику, или слегка измененная, но с сохранением ключевых нот. Но классика по-прежнему остаётся классикой!

В 1889 году был создан легендарный аромат Jicky от парфюмерного дома Guerlain – это самым «старый» из существующих и по сей день ароматов. В 1860 году Айме Герлен, сын Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена, отправился на учебы в Англию, но после смерти отца вернулся во Францию, чтобы помогать брату Габриэлю управлять парфюмерным производством. А в Англии осталась его любимая девушка, по имени Джики, с которой ему пришлось расстаться навсегда. Имя возлюбленной молодой парфюмер увековечил, создав легендарные Jicky de Guerlain, духи, ставшие революционной вехой в истории парфюмерии.
Jicky Guerlain 1889Jicky Guerlain 1905L`Heure Bleue GuerlainQuelque Fleurs Houbigant 1913Quelque Fleurs Houbigant 1913
В 1912 году Жак Герлен, сын Габриэля Герлена, гуляя в предвечерние часы в парке, любовался особым освещением, характерным для этого времени суток, казалось, что все вокруг окутано синей дымкой. После знаменитой прогулки на свет появился L`Heure Bleue – «Синий час» или «Сумерки» - цветочно-амбровый, мягкий и глубокий аромат, передающий ощущение летних сумерек.

Легендарный Quelque Fleurs от Houbigant, созданный в 1913 году, признан одним из лучших классических ароматов всех времён. Этот парфюм сейчас встречается в ограниченном количестве, в эксклюзивных магазинах. Quelques Fleurs стал первым мульти-цветочным запахом. В истории парфюмерии он до сих пор является эталонным ароматом, оказавшим большое влияние на составы других духов и туалетных вод, включая и многие современные бестселлеры.

В 1919 году компания Guerlain создаёт сладкий шипровый аромат, впоследствии удостоенный звания «легенды» – великолепные духи Mitsouko, названные в честь героини романа французского писателя Клода Фаррера «Битва», имя которой в переводе означает «Тайна».
Mitsouko Guerlain 1919 Chanel № 5 1921 годHabanita от Molinard 1924 годShalimar Guerlain 1925 годShalimar Guerlain 1930-е годы
В 1921 году миру были подарены Chanel № 5 – ещё одна бессмертная легенда. Выбирая одну из композиций, предложенную знаменитым парфюмером Эрнестом Бо, которая по замыслу великой Коко должна была стать отражением образа женщины «от Шанель», мадемуазель наугад указала на флакончик с номером 5 и этот запах ей очень понравился. Именно поэтому духи получили своё название. Всю жизнь своей счастливой цифрой Шанель считала пятёрку. Chanel № 5 знамениты в мире парфюмерии своей революционной композицией, в них концентрация синтетических веществ - альдегидов была очень высока, что было неслыханно для того времени. Существует мнение, что Эрнест Бо просто ошибся при их дозировке, но именно необычность аромата и очаровала Шанель.

Всеобщее увлечение Востоком в 20-е годы вдохновило парфюмеров на создание глубоких, сладких амбровых ароматов, некоторые из которых стали классическими и до сих пор очень популярны. Так в 1924 году появились духи Habanita от Molinard, ярко раскрывающие восточную тему. Флакон в стиле Ар Деко для самого известного аромата дома Molinard был создан легендарным ювелиром и стеклянных дел матером, Рене Лаликом. Духи Habanita считаются одними из самых стойких в мире.

А в 1925 году воодушевленный Востоком и стилем Ар Деко Жак Герлен создаёт свой бессмертный аромат названый Shalimar (Шалимар), что в переводе с санскрита означает «сады любви». Создатель духов был вдохновлен легендой об истории любви Императора Шах-Джахана, построившего в память об умершей жене знаменитый мавзолей Тадж Махал, вокруг которого он велел разбить прекрасный сад Шалимар из самых изысканных цветов, которые напоминали его любимую. Этот аромат с типично восточными нотами станет бестселлером всех времен.

В 1927 году появляется Arpege от Lanvin - редкий и вневременной аромат, как принято называть его сейчас. Правда, со временем его несколько модернизировали, сохранив классические корни. В 1934 году огромную популярность завоёвывает Blue Grass, цветочно-амбровый аромат от Elizabeth Arden. В 1989 году выходит его обновленная версия.
Arpege от Lanvin 1927Blue Grass от Elizabeth Arden 1934Joy от Jean Patou 1935Femme Rochas 1944Ma Griffe от Carven 1946
А 1935 год ознаменован рождением Joy от Jean Patou – аромата, который называют, не иначе, как «великий». «Радость», именно такое название получают новые духи, появившиеся в период великой депрессии. Мировой экономический кризис привел к тому, что многие клиентки французского кутюрье Жана Пату больше не могли позволить себе туалеты Высокой моды. Но Пату решает сделать подарок своим верным поклонницам и создать не просто духи, а единственный в своем роде, уникальный парфюм, самый дорогой в мире. Эти духи должны были стать исключительными во всем. Идея кутюрье заключалась в создании произведения парфюмерного искусства, из самых редких и самых дорогостоящих натуральных эссенций, существующих в природе.

Сороковые годы, являющиеся началом, так называемого, золотого века французской парфюмерии, преподносят поклонникам духов и туалетных вод немало ароматов, ставших бессмертной классикой.  В 1944 году появляются духи Femme - чудесный фруктовый шипр от Rochas, в 1946 году - альдегидный шипр Ma Griffe от Carven, в 1947 – знаменитый зеленый шипр Miss Dior от Dior, выпуск которого совпадает с первым легендарным показом мод Кристиана Диора на авеню Монтень в Париже. Как и многие другие классические ароматы, Miss Dior, не дошел до нас в своем изначальном виде. Со временем произошли некоторые изменения в формуле.
Miss Dior от Dior 1947L'Air du Temps Nina Ricci 1948Or et Noir от Caron 1949Estee Lauder Youth Dew 1953Detchema от Revillon 1953
1948 год дарит нам великий аромат L'Air du Temps  – пряный цветочный букет. Символ Дома Nina Ricci - аромат L'Air du Temps входит в первую пятерку парфюмерных шедевров. Марк Лалик, сын легендарного Рене Лалика создал изумительный флакон, посадив на его крышечку двух голубков, символизирующих мир, что было очень актуально для послевоенной Европы.
В 1949 году рождается Or et Noir от Caron, ориентальньный, теплый и пьянящий аромат розы. В первозданном виде этот бестселлер доступен только в фирменных магазинах Caron в ограниченных сериях.

Пятидесятые годы также подарили миру много прекрасных ароматов, многие их которых являются цветочными.

В 1953 году Estee Lauder выпускает Youth Dew – свой знаменитый цветочно-амбровый парфюмДухи Youth Dew были невероятно популярны в Америке 50-х годов. В том же 53-м году появляется великолепный цветочный аромат Detchema от Revillon, в 1956 – нежный и лёгкий Diorissimo от Dior, в 1957 - L'Interdit от Givenchy – знаменитый «звездный» аромат - результат сотрудничества двух выдающихся личностей – кутюрье Юбера де Живанши и актрисы Одри Хепберн, обновленная версия L'Interdit до сих пор имеет огромную армию поклонников.
Diorissimo от Dior 1956L'Interdit от Givenchy 1957Madame Rochas 1960Fidji от Guy Laroche 1966Climat от Lancome 1967
В 60-ые годы вновь очень популярны альдегидные ароматы, но и цветочные не уступают своих позиций. Начинают завоевывать покупателя цитрусовые и зеленые ароматы. В 1960 году большим успехом пользуются новые духи от Rochas - Madame Rochas. К хитам 60-х, ставших в последствии классикой, относятся свежие цветочные духи Fidji от Guy Laroche, появившиеся в 1966 году, нежнейшие Climat от Lancome, творение 1967 года, насыщенно-цветочные и одновременно свежие ипрохладные Estee от Estee Lauder, созданные в 1968 году.
Estee от Estee Lauder 1968Chanel № 19 1971 годOpium от Y.S.Laurent 1977J'ai Ose от Guy Laroche 1977Magie Noire от Lancome 1978Mystere Rochas от Rochas 1978Cinnabar от Estee Lauder 1978White Linen Estee Lauder 1978Nahema от Guerlain 1979Anais Anais от Cacharel 1979
Семидесятые радуют любителей парфюмерии мощными, запоминающимися ароматами духов и туалетных вод за многими из которых, в дальнейшем, будет закреплено определение «классика». В 1971 году Chanel преподносит поклонникам новый парфюм, мгновенно ставший чрезвычайно популярным - аромат под номером 19. Chanel № 19 - это бесспорная классика и по сей день. В 1977 году выходит в свет скандальный Opium от Y.S.Laurent, мода делает резкий поворот. Парфюмеры словно соревнуются в производстве восточных, терпких, а порой, тяжелых и душных ароматов. Следом за Opium в том же 1977 году появляются J'ai Ose от Guy Laroche, в 1978 году одни за другими выходят - Magie Noire от Lancome, Mystere Rochas от Rochas и Cinnabar от Estee Lauder, правда в том же году госпожа Lauder выпускает и совершенно противоположный восточным мотивам свежий и чистый аромат White Linen, в 1979 году рождается томная Nahema от Guerlain и Anais Anais - чувственный цветочный коктейль от Cacharel.
Salvador Dali 1984 годPaloma Picasso 1984Poison Dior 1985Estee Lauder Beautiful 1986Nina от Nina Ricci 1988Boucheron от легендарного ювелирного дома Boucheron 1988Roma от Laura Biagiotti 1988Samsara от Guerlain 1989Tresor от Lancome слева 1952, справа 1990Amarige от Givenchy 1991
Восьмидесятые годы тоже добавляют в классическую копилку свои изысканные творения. В 1984 появляются Salvador Dali – знаменитые духи, с роскошной композицией пряностей, альдегидов и цветов, созданные при жизни великого художника, принимавшего участие в создание аромата, в этом же году выходят духи Paloma Picasso. Парфюм создан дочерью великого художника, она называет их своим парфюмерным автопортретом. В 1985 году дом Dior выпускает Poison («Яд»), аромат с провокационным названием, отличающийся сильным пряным запахом. В 1986 году Estee Lauder создает свой очередной хит – аромат Beautiful, в 1988 году появляются утонченные духи Nina от Nina Ricci, роскошные Boucheron от легендарного ювелирного дома Boucheron, удивительные, опьяняющие и чувственные Roma от Laura Biagiotti, в 1989 году – волнующие Samsara от Guerlain.
Dune от Dior 1991Casmir от Chopard 1991Venezia от Laura Biagiotti 1992Angel от Thierry Mugler 1992Champs-Elysees от Guerlain, справа духи 1904 года, слева 1996 года
В девяностые годы неоднозначных экспериментов с ароматами становится все больше, но, безусловно, и этот период внесет свою лепту в классический парфюмерный арсенал. В 1990 году появляется яркий, свежий и романтичный Tresor от Lancome, у этого аромата долгая жизнь, впервые он был выпущен домом Lancome в 1952 году, затем, на какое-то время исчезнув с прилавков магазинов, он вновь возродился в 90-е, но уже с обновленной формулой, 1991 году выходит несколько тяжеловатый восточно-шипровый аромат Amarige от Givenchy и цветочно-океанический аромат Dune от Dior, мягкий восточный Casmir от Chopard, в 1992 году – томный восточный Venezia от Laura Biagiotti и Angel от Thierry Mugler, завоевавший массу поклонниц из-за своих новаторских нот. В 1996 году получают второе рождение Champs-Elysees от Guerlain. Эти духи впервые были выпущены знаменитой компании в 1904 году, но, вариант, придуманный в начале века, просуществовал не очень долго, классической стала версия 1996 года.

Весь список духов и туалетных вод, прошедших через годы и не утративших своего очарования гораздо объёмнее, если говорить об истории парфюмерии, то в классические попадает, примерно, сотня ароматов. Пройдет время и в «вечность» войдут новейшие творения современных парфюмеров, созданные уже в 21 веке. Но, ароматы, которым суждено пройти испытание временем и получить титул «шедевр», «классика», «вне моды», к сожалению, все реже и реже появляются на свет.

- Воспроизведение данного материала запрещено -





Энциклопедия моды






© 2008-2016 | CLIACK-ART-STUDIOl | All rights reserved