Революция в парикмахерском искусстве. Марсельские волны

Революция в парикмахерском искусстве. Марсельские волны

06.09.2013

После выхода в кинопрокат новой, пятой по счёту, экранизации романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (Francis Scott Fitzgerald) «Великий Гэтсби» мир моды тут же объявил знаменитую прическу 20-х годов - укладку волнами – одним их трендов 2013 года.


Эта прическа стала суперпопулярной в легендарное послевоенное десятилетие, получившее название - «Ревущие 20-е», периода, когда радикально изменился стиль одежды. Женщины начали носить короткие юбки, делать стрижки, открыто пользоваться косметикой, слушать джаз, посещать дансинги. Такой стиль жизни являлся одновременно и модой и социальной позицией, вызовом, демонстрирующим полный разрыв с традиционными ценностями прежних лет.


И хотя уже существовали бигуди, металлические и не очень удобные, а также была известна завивка на мягкие жгутики из ткани – папильотки, самой востребованной прической 20–х годов стала укладка волнами. В домашних условиях упрощенный вариант такой укладки можно было соорудить при помощи специальных металлических зажимов, но придать прическе подлинный шик мог только мастер своего дела, работающий в парикмахерской.


В советской парикмахерской практике для подобных ретро-укладок существовало два официальных термина - горячая укладка, т.е. укладка марсельскими щипцами, и холодная укладка, сделанная при помощи расчески, пальцев и специального фиксирующего состава, сваренного из льняного семени.

В мировой практике приняты другие определения - холодную укладку называют Finger Wave, т.е. укладка пальцами, а горячую укладку - Marcel Wave, что означает марсельская волна.


В популярной телеигре «Что? Где? Когда?» есть неписаное правило: «Не знаешь, что отвечать, говори Пушкин». В истории прически ХХ века своеобразным Пушкиным стал знаменитый парикмахер Антуан. Если речь идет о новшествах в женских прическах в 20-е и 30-е годы прошлого века, авторство часто приписывают именно ему, иногда это верно, иногда нет. Вот и в случае с холодной укладкой, лавры первенства достались именно Антуану. Но не все в этой истории так однозначно.

Существует версия, что в Антуан (Antoine), на тот момент самый знаменитый парикмахер, работающий в Париже, а в прошлом выходец из бедной польской семьи Антоний Сиерпликовский (Antoni Cierplikowski), придумал холодную укладку для легендарной танцовщицы Жозефины Бейкер (Josephine Baker). В этом есть доля и правды, и некоторое искажение фактов.



В 1925 году американская танцовщица приехала в Париж, и начала выступать в Театре Елисейских Полей (théâtre des Champs-Élysées). Карьера юной мулатки складывалась на редкость удачно. Экзотическая внешность и потрясающая пластика Жозефины сделали её, не только звездой парижской сцены, но и помогли завоевать мировую популярность. Антуан придумал для Бейкер оригинальную прическу, которая идеально держалась во время её сумасшедших танцевальных номеров. Собственно новаторство идеи заключалось в том, что на волосы густым слоем наносился состав, сваренный из воды и семян льна. Эта желеобразная масса позволяла придавать волосам любые причудливые формы. Как таковой волнистой укладки у самой Жозефины не было. Но зато родилась идея, создавать на волосах волны при помощи своеобразного укладочного средства, не прибегая к помощи горячих щипцов.

Процесс укладки пальцами (холодной укладки) был довольно сложным. Волосы, намазанные составом из семян льна, зажимались между пальцев, а затем при помощи расчески укладывались в переменных направлениях в форме волны. После просушивания получалась очень прочная волнообразная укладка.


Но настоящим первооткрывателем новой женской прически – укладки волос волнами был, конечно же, не Антуан, а другой легендарный парикмахер – Марсель Грато (по некоторым источником его настоящее имя было Франсуа Марсель). И случилось все гораздо раньше.

В 1872 году Марсель Грато (Marcel Grateau) совершил революцию в парикмахерском искусстве, придумав ондуляцию (фр. onde – волна, ondulation –волнистый), новый вид завивки волнами при помощи щипцов, впоследствии получивший название «марсельская волна», а щипцы для такой завивки – «марсельские щипцы».


Горячая ондуляция была процессом невероятной сложности. Прическа выполнялась на сухих волосах по особой технологии при помощи расчески и щипцов, которые нужно было нагреть до необходимой температуры на газовой горелке, при этом нельзя было их не догреть или перегреть. Обычно на горелках нагревалось несколько щипцов – одними мастер работал, другие готовились, третьи остывали. Марсель разработал такую идеальную технику, что волны получались довольно ровными и держались без всякого фиксатора. Гениальный парикмахер не сразу завоевал женское доверие, дамы долго боялись новшества, по-настоящему популярным Марсель стал, сделав свою фирменную завивку, звезде французской сцены, актрисе Джейн Хадинг (Jane Hading).


Завивка Марселя Грато постепенно завоевала Европу и Америку. Чтобы научиться работать в этой технике профессионалы из других стран специально приезжали в Париж, В 1897 году описание метода Грато было опубликовано в специализированном французском журнале La Coiffure Française Illustrée.

На протяжении многих лет Марсель совершенствовал свой метод завивки и придумывал различные варианты укладок. Кроме того он постоянно модернизировал свои знаменитые щипцы. В начале ХХ века разрабатывались новые разновидностей электрических щипцов. В 1924 году на щипцах появился регулятор температуры, стали выпускаться щипцы разной толщины, появилась модель щипцов с зубчиками, наподобие расчески. Были и другие изобретатели щипцов для завивки волос, запатентовавшие еще в начале первого десятилетия свои новинки.


В 20-е годы ХХ века, когда в моду вошли короткие женские стрижки, Марсель, Антуан и другие мастера стали применять горячую завивку волнами и для коротких волос. А после того как Антуан придумал прическу Жозефины Бейкер, которая создавалась при помощи гелеобразного вязкого вещества, мастера парикмахерского искусства стали выполнять марсельские волны без щипцов, используя лишь пальцы, расческу и фиксирующий состав из семян льна. Но кто точно придумал довольно сложную технику создания холодной укладки волнами (или укладки пальцами) доподлинно не известно.


Укладка волнами стала любимой прической кинозвезд. В 1928 году после выхода на экраны фильма режиссера Малкольма Сент-Клера (Malcolm St. Clair) «Джентльмены предпочитают блондинок», дамы стали требовать от парикмахеров прическу как у героини киноленты Лорен Ли, роль которой исполнила актриса Рут Тэйлор (Ruth Taylor). В Америке перед входом в парикмахерские специально начали вывешивать объявления с надписью, что мастера умеют делать модную волну.


Надо сказать, что такие укладки требовали от парикмахеров очень большого мастерства. Парикмахерское искусство процветало и совершенствовалось. И хотя короткие стрижки не отличались особым разнообразием, при помощи укладок они приобретали оригинальность и индивидуальность.


Многие парикмахеры 20-х и 30-х годов, в том числе и Марсель Грато, изготавливали парики с марсельской волной.

В 1920-е и 1930–е годы стало выходить большое количество книг, в которых самым подробнейшим образом рассказывалось о нюансах исполнения марсельских волн и укладок пальцами. Авторы книг детально знакомили со всеми возможностями сложнейших техник, при помощи которых можно было выполнять невероятно красивые прически.

Техника создания волн щипцами, разработанная Марселем, активно использовалась в парикмахерском искусстве на протяжении почти пятидесяти лет.


Тема ретро постоянно присутствует в современной моде. Поэтому сегодняшние мастера парикмахерского искусства нередко создают прически модные в разные эпохи. Несмотря на то, что сейчас существует огромное количество укладочных средств и технических приспособлений, благодаря которым можно гораздо более лёгким способом, чем раньше сделать укладку пальцами, подобные прически умеют создавать только мастера высокого класса. А владение техникой создания марсельских волн щипцами – это уже высший пилотаж!

- Воспроизведение материала запрещено -


Энциклопедия моды






© 2008-2016 | CLIACK-ART-STUDIOl | All rights reserved