«Дерзкий» стиль гранж
Гранж (grunge) - американский сленг, обозначающий нечто, неопрятное, отталкивающее, грязное, например, grunge work - черная работа.
Стиль гранж - это пример того, как протест против моды превратился в одно из ярчайших модных направлений, которое не утрачивает своей актуальности уже не один десяток лет. Постоянно трансформируясь, в каждом новым временном периоде, гранж проходит свой новый жизненный этап, созвучный современному контексту.
Гранж родом из США. Это стиль, которому дала жизнь молодежная субкультура, появившаяся в 1990-е годы. Молодое поколение любит бунтовать. Иногда, вследствие таких протестов, на свет рождаются новые формы, образы, идеи. Дерзкий стиль гранж высмеивал любовь к роскоши, пафосность, буржуазность и воспевал культуру или скорее антикультуру уличных подростков.
Но сначала была музыка, появившаяся в американском Сиэтле. Основоположниками музыкального направления стали американские альтернативные рок-группы, многие их которых начали демонстрировать новый музыкальный стиль ещё в 1980-е годы. Гранжевой музыке было свойственно «грязное» гитарное звучание, термин гранж был обращен именно к стилю игры, с обилием специфических музыкальных эффектов, контрастной динамикой чередования громкого и тихого звучания, мрачными текстами на тему отчуждения, жизненного одиночества и апатии.
Яркими представителями музыки в стиле гранж являлись американские рок–группы, такие как - «Melvins», «Soundgarden», «Malfunkshun», «Skin Yard», «Dinosaur», «Green River», «Mudhoney» «Alice in Chains», «Pearl Jam», «Nirvana», и многие др. Солист «Нирваны» («Nirvana») Курт Кобейн в начале 1990-х сделался, по мнению журналистов и музыкальных критиков, не просто музыкантом, а «голосом поколения».
По сравнению с другими направлениями рок-музыки 1980-х, эстетика гранжа была подчёркнуто демократичной, отрицающей показную стилистическую вакханалию десятилетия. Музыканты появлялись на публике в обычной одежде, часто мятой и поношенной, они избегали сценической театральности, демонстрируя свою сосредоточенность на собственном жизненно-музыкальном мировоззрении.
И сами музыканты, и их приверженцы носили дешевую одежду из секонд-хендов, особенно фланелевые рубашки, рваные джинсы, вещи больших размеров, растянутые свитеры и футболки.
Гранж музыканты не ставили перед собой задачу стать создателями особой моды. Определенный внешний облик являлся органичной частью их существования. Музыкальный журналист Чарльз Р. Кросс , сказал о легендарном Курте Кобейне: «он был слишком ленив, чтобы пользоваться шампунем», подчеркивая тем самым, что определенный внешний вид был не модой, а стилем жизни.
Новое музыкальное направление получало все большее и большее распространение, становилось массовым. Группа «Нирвана» буквально взорвала молодежную аудиторию своим альбомом «Nevermind», вышедшем в 1991 году, и музыка в стиле гранж стала достоянием многомиллионной аудитории, а Курт Кобейн, некой иконой стиля. Тексты его песен о безысходности провинциальной жизни, людской тупости, жестокости окружающего мира служили для молодежи жизненными девизами.
Как музыкальное направление, гранж просуществовал относительно недолго, в 1994 году из жизни ушел Курт Кобейн, после этого кто-то из музыкантов отменил свои выступления, кто-то поменял свой творческий стиль. К концу 1990-х годов музыка в стиле гранж сошла на нет, а вот мода, рожденная ею осталась вечной.
Поклонники нового стиля появились и за пределами США. Стиль гранж пришелся по вкусу молодежи во всем мире. Во многом бунтарский стиль имел точки соприкосновения с атрибутикой хиппи и панков. Приверженцы гранжа носили длинные волосы, вытянутые свитеры, рваные джинсы, одежду секонд-хенд, грубые ботинки, армейскую обувь, или ортопедические шлепанцы немецкой компании Birkenstocks, длинные мешковатые юбки, рваные колготки, черные кожаные мотоциклетные куртки, шубы из овчины, шапки ушанки, известные также как русские шапки, маленькие трикотажные шапочки, вельветовые пиджаки спортивного стиля, перчатки без пальцев, и т.д.
К этому добавились - небрежные стрижки, с эффектом спутанных, немытых волос, разорванные платья, и рубашки, линялые футболки, мятые брюки, свободных покроев, крупные металлические украшения, куртки из мятой, потрескавшейся кожи, или грубых тканей «мрачных» расцветок. Вся одежда должны была смотреться застиранной и выношенной. Вскоре этот стиль был замечен модной индустрией, и стал проникать на страницы глянцевых журналов, преподносясь, как «маргинальный шик». На подиумах появился образ толи нищего толи бродяжки в странной, словно случайно собранной, поношенной одежде с вызывающе неаккуратной прической.
Американский дизайнер Марк Джейкобс, ставший в начале 1990-х годов родоначальником гранжа в большой моде, очень любил посещать ночные клубы Нью-Йорка, где он увлеченно изучал стиль современной молодежи и различных маргинальных персонажей. А днем часами мог наблюдать, во что одеты прохожие и с интересом обсуждал свои наблюдения с друзьями. После смерти легендарного американского модельера Перри Эллиса Марк Джейкобс в 1988 году был приглашён занять место креативного директора женской линии марки Perry Ellis.
Известность Джейкобсу принесла коллекция женской одежды в стиле гранж, выполненная им для Perry Ellis в 1992 году и ставшая настоящим модным взрывом. После чего дизайнера попросили покинуть компанию Perry Ellis и с 1993 года он начал выпускать одежду под брендом Marc Jacobs.
Скандально - знаменитая коллекция 1992 года состояла из сарафанчиков в мелкий цветочек, похожих на одежду из сиротского приюта, сочетающихся с тяжелыми ботинками, вытянутых бесформенных дырявых свитеров, мешковатых клетчатых курток, фланелевых рубашек, и множества сложносочиненных моделей, собранных в причудливые комплекты, не сочетающиеся между собой в привычном понимании. Выглядело все это так, словно было куплено в магазине секонд-хэнд. Модные критики прокомментировали увиденное, как: «Стиль бомжей из Гарлема, которые нарядились для поездки в Манхэттен».
Подобные отзывы для модельера звучали как комплимент. Благодаря своему протесту против стереотипов высокой моды Марк Джейкобс стал одним из ведущих дизайнеров в США и Европе. Модные журналы наполнились заголовками «маргинальный шик» и фотографиями моделей одетых в стиле гранж, на которых красовались рваные колготки и поношенного вида одежда. Джейкобс выиграл, заняв почетное место одного из самых влиятельных мировых дизайнеров.
Позже экспериментировать с гранжем стали многие дизайнеры. Конечно, модные подиумы сильно трансформировали идеи музыкальных бунтарей конца 1980-х и начала 1990-х годов. Стиль живет, развивается, меняется и остаётся востребованным.
Главными приметами стиля гранж являются слишком большие, или слишком маленькие, куцые свитеры, рваные и искусно протертые джинсы, неровные края, необработанные швы и подолы, асимметрия и деформация деталей одежды, трикотаж с распущенными петлями, смешение, казалось бы, несовместимых тканей, например, джинсы и кружева или шифона, органзы и трикотажа грубой вязки.Появилось немало поклонников стиля гранж среди мировых знаменитостей. Гранж - это необычный способ ношения вещей, например, маленькое романтичное платье в цветочек надевается с джинсовой курткой и громоздкими ботинками, или «казаками. Характерен для гранжа прием многослойности – юбка, надетая поверх брюк, а несколько тонких джемперов, один поверх другого, футболка, джемпер и куртка разной длины, выглядывающие друг из под друга. Черное платье-футляр может сочетаться с бесформенным кардиганом крупной вязки и тяжелой обувью. Грубую куртку и армейские сапоги можно надеть с легким платьем или шифоновой юбкой, а потрепанную мужскую футболку с пышной юбочкой. Если говорить о гранже как о моде, то, конечно же, для создания современного гранжевого образа необходимо продумывать детали, подбирая все элементы будущего наряда. Кажущаяся неряшливость гранжа создается искусственно! Стиль гранж освобождает от формальностей, но и не пропагандирует манеру - «надевай на себя все, что попалось под руку». Многие современные звезды с удовольствием примеряют на себя разнообразные гранжевые образы. Гранж - стиль, проповедующий тенденцию демократизации одежды. Он меняется, становясь то более спокойным, то вновь вызывающим. Гранж упорно не уходит из модных коллекций, подкупая возможностью фантазировать, немножко хулиганить и иронизировать над модой. Раскованность и многоплановость стиля позволяют достигать неожиданных эффектов. Известные модные дома с завидным постоянством преобразовывают и дополняют этот стиль, демонстрируя в своих коллекциях новые гранжевые идеи. К стилю гранж стоит относиться с долей иронии. Ведь это стиль - игра, стиль - фантазия, изначально, задуманный как форма протеста, а не как модная догма, подчиненная строгим канонам.
- Воспроизведение данного материала запрещено -