История советской моды. Часть четвертая 1950-е

История советской моды. Часть четвертая 1950-е

В ряде московских ателье в 1950-е годы еще работали закройщицы высочайшего уровня, и даже модельеры, разрабатывающие собственные модели одежды. Попасть к ним было трудно, а шить у них дорого. Самыми примечательными были - ателье №25 Мосиндодежды, в котором работала модельер Ванда Корж, ателье № 39, где модельером была Мария Панкратова, ателье мод «Легпрома», ателье Художественного фонда, портниха которого Варвара Данилина одно время считалась самой дорогой и престижной в Москве. Данилина шила одежду для многих советских звезд. Работы модельеров ателье треста «Мосиндодежда» регулярно публиковались в советских женских журналах.

В 1940-е годы по распоряжению ЦК КПСС для обслуживания советской партийной номенклатуры на Кутузовском проспекте было открыто спецателье, разделенное на три салона: А, В и С - для разных категорий привилегированных граждан СССР. В ателье работали закройщицы высшего разряда, туда поступали великолепные импортные ткани и фурнитура. Пошив одежды производился только по ордерам и стоил очень дорого. Меховую верхнюю одежду шили по особым ордерам, которые получали лишь самые высокопоставленные члены советского общества. Это ателье функционирует до сих пор и до сих пор обслуживает элиту. С середины 1990-х годов оно входит в структуру Федерального государственного унитарного предприятия «Президент-Сервис».

Ателье класса люкс работало в ЦУМе, собственные ателье были и в ряде других крупных универмагов.

Мода 50-х годовМода 50-х годов
Мода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годов
Мода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годов

Во второй половине 50-х проектирование модной одежды было сосредоточено в 16 домах моделей, которые находились в столицах союзных республик и крупных городах, таких как Новосибирск, Ленинград, Свердловск, Львов. Одним из лучших в СССР считался Рижский Дом моделей.

В ОДМО на Кузнецком мосту работали лучшие модельеры тех лет - Вера Аралова, Валерия Горовец, Тамара Файдель, Галина Чернопятова, Галина Гагарина. Работы Нины Голиковой, посвященные молодежной моде, ярко проявились в 1957 году, когда специально к международному молодежному Фестивалю в Москве ОДМО готовил обширную коллекцию для внедрения в производство, чтобы дать возможность народу выглядеть на уровне и не ударить в грязь лицом перед наплывом иностранцев.

Дома моделей регулярно проводили модные показы, причем не только в собственных стенах, но и выездные, часто проходившие на сценах клубов и домов культуры. Манекенщицы прохаживались по сцене, держа в руках большие таблички с номерами, а искусствовед, сопровождающий показ, называл номер модели и подробно рассказывал о ткани, из которой та сшита, объяснял, как модель скроена, для каких случаев предназначена, с чем её следует носить.

Мода 50-х годовМода 50-х годовСоветская мода
Мода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годов
Мода 50-х годовМода 50-х годов

Известными манекенщицами тех лет были Валентина Яшина, Мария Брунова, Татьяна Сычуванова, Марина Блиновская, в советских журналах модели модной одежды иногда демонстрировали молодые актрисы, например, Галина Суворова, Лариса Лужина, Татьяна Пелецкая, Зоя Зелинская.

Американский обозреватель Джон Гюнтер, посмотревший показы мод на Кузнецком мосту и в ГУМе в 1957 году, в своей книге «Россия сегодня» заметил: «Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный Дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит 5 рублей. Там вы можете три или четыре раза в день увидеть демонстрации мод, которые показывают 4 модели: ребёнок, молоденькая девушка, женщина с пропорциями матроны и мужчина. В ГУМе, крупнейшем универсальном магазине страны, устраиваются аналогичные показы, которым аккомпанирует настоящий оркестр. Задача вероятного покупателя просмотреть, отметить номер той или иной модели, которая ему или ей приглянулась, а затем отправиться в другую секцию магазина и приобрести там соответствующую номеру выкройку ценой 1 рубль. Потом надо отправиться к портнихе, заказать модель, и дело с концом!».

К сожалению, советский Дом моделей являлся неким обособленным пространством, живущим своей собственной яркой и индивидуальной жизнью. Идеи советских модельеров в широком понимании не выходили за пределы своего Дома, они не могли быть воплощены в массовом производстве. В моде важны гибкость, быстрое реагирование, постоянные перемены. А плановое хозяйство советского государства перекрывало все возможности развития модной индустрии. Погоня за перевыполнением плана, стремление любой ценой удешевить модели одежды, упрощение технологий пошива - все эти факторы никак не способствовали желанию отечественных модельеров одеть людей модно и красиво.

Мода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годов

В 1956 году в Москве прошла выставка, организованная ассоциацией английских домов моделей. Перед выставочным залом парка Горького выстраивались толпы народа, желающего посмотреть на модели английской модной одежды и мечтающего попасть на модные показы. На протяжении десятилетия в СССР неоднократно приезжали иностранные разработчики модной одежды и демонстрировали свои модели советской публике.

Работы советских модельеров, нечасто, но все-таки попадая на зарубежные модные показы, не оставались незамеченными. В 1959 году на Международной выставке в Нью-Йорке модели одежды из СССР вызвали большое одобрение.


В 1950 году швейная промышленность достигла довоенного уровня. Парк технологического оборудования был обновлен на 30%. За 1951 - 1955 годы произошли качественные изменения в техническом оснащении отрасли. Увеличилось применение специальных машин и полуавтоматов. Началась организация многофасонных секционных потоков, обозначилась специализация предприятий, произошло укрупнение производственных процессов, вошли в строй новые швейные фабрики. Но по-прежнему существовала пропасть между разработкой одежды профессиональными модельерами в Домах моды и внедрением её в производство.

В массовых моделях, предназначенных для рядовых советских людей, приветствовались дешевизна тканей, незамысловатость и ограниченное число деталей кроя, рентабельность в производстве и удобство в эксплуатации. А главное, во всем необходимо было строго придерживаться ГОСТов. Жесткое планирование, требования перевыполнения планов, постоянные призывы к экономии, стахановские методы, руководствующиеся принципом «побольше, в короткие сроки», низкий уровень специалистов массового пошива, большое количество брака - все это приводило к дефициту хорошей и разнообразной одежды в стране, а, следовательно, рождало ажиотаж, рост спекуляции, выстраивание постоянных очередей.

Советская пресса, противореча сама себе, публиковала восторженные статьи о достижениях отечественной легкой промышленности и торговли и тут же докладывала об их недостатках. Впрочем, даже эти обличительные опусы были написаны в особом мажорном тоне, не дающем усомниться, что любой негатив в нашей стране явление редкое и временное.

Мода 50-х годов
Мода 50-х годов
Мода 50-х годов

В 1950-е годы страна достигла высокого уровня производства всех видов тканей. Быстрорастущей отраслью являлось и производство искусственных и синтетических волокон. Текстильная тема занимала почетное место в советской периодической печати. Репортажи о достижениях в этой области постоянно появлялись в газетах и журнала.

Тканей в розничной торговле действительно было немало, разнообразных, приличного качества. При сравнении с тканями иностранного производства, отечественные образцы основательно проигрывали, самым слабым звеном в производстве текстиля были рисунки и расцветки. Но, тем не менее, в этом сегменте у покупателей появился хоть какой-то выбор. А вот ткани, которые получали фабрики для производства готовой одежды, были очень плохими.


Дефицит модной одежды, однообразие, высокие цены на качественные вещи, но при этом неплохой ассортимент тканей - ситуация не оставляющая многим женщинам выбора, кроме как научиться мастерить одежду самостоятельно. Поэтому большинство из них умело шить, вязать, вышивать. Тема «своими руками» также являлась целым пластом в советской идеологической пропаганде. Журналы так красиво подавали её, что все кто еще не научился, тоже хотели стать соучастниками. Книги и журналы, посвященные рукоделию, пользовались огромной популярностью, а любимой страничкой многих периодических изданий была последняя, на которой часто печатались модные новинки, давались их описания, прилагались выкройки.


Важным событием, с которым связывают революционные изменения в производстве одежды, становится появление синтетических материалов. В 1950-х годах во всем мире, а в СССР в конце десятилетия начинает широко использоваться полиамид, полиэстер, капрон, дедерон, эластик (эластичный синтетический трикотаж).

В советской прессе пишут, что «Применение эластичных материалов позволит создать широкий ассортимент изделий, удобных в процессе носки и способных не только обеспечить свободу дыхания и движений, но вместе с тем дать наилучший эффект в формировании фигуры». «Новые материалы, прежде всего эластичные, обладают особыми эксплуатационными характеристиками: возможностью формовки отдельных деталей или цельных форм, при сохранении мягкости и легкости. Такие свойства активно используются при пошиве купальных костюмов, вязке остромодных цветных чулок и позже при производстве эластичных капроновых колготок».

Пожалуй, самой популярной синтетической вещью 50-х стала капроновая блузка. Пополнить свой гардероб подобной обновкой мечтала любая женщина, тем более что практически в каждом новом кинофильме кто-либо из героинь обязательно демонстрировал это модное белоснежное чудо.


Журнал «Работница» в 1958 году пишет: «Из синтетических материалов изготовляют разнообразный трикотаж: женское, мужское и детское белье, чулки, носки, перчатки, мужские рубашки, тончайшие женские блузки. Среди новинок - безразмерные чулки и носки из витой капроновой нити «эластик». Этот материал обладает необычайным свойством: изготовленные из него изделия растягиваются, как резина. Одни и те же чулки или носки подходят и подростку, и взрослому, т.е. являются безразмерными».

Несмотря на прогресс, отечественное нижнее бельё и купальные костюмы хорошего качества были не просто дефицитом - недосягаемой мечтой, которой обладали немногие, а капроновые чулки производили на дам такое же впечатление как, к примеру, спички на жителей какой-нибудь колыбельной цивилизации. Актриса Алла Ларионова вспоминала, как впервые попав в 1953 году на Венецианский фестиваль, она испытала потрясение, увидев какие чулки надеты на горничной, убиравшей её гостиничный номер.


В 1949 году после признания Советским Союзом Китайской Народной Республики (КНР) и официального визита в Москву председателя Центрального народного правительства КНР Мао Дзэдуна наступает длительный период дружбы с Китаем. В 1950-е годы в СССР появилось большое количество бытовых китайских товаров, в том числе и относящихся к одежде и аксессуарам – бамбуковые зонтики, веера, китайские шарфики, шелковые пижамы и халаты с драконами и крупными цветами, шелковые вышитые женские кофточки, маленькие вышитые дамские сумочки, которые являлись неизменным дополнением парадных туалетов, габардиновые пальто и плащи, разнообразная мужская и женская обувь, ткани. Все это пользовалось невероятным спросом.


Огромную роль в моде для советских женщин всегда играл кинематограф. Тысячи глаз следили за тем как одеваются любимые актрисы в жизни, а их героини на киноэкранах. Советские женщины покупали журналы, в которых можно было увидеть фотографии своих кумиров, коллекционировали фотооткрытки с их изображениями, продававшиеся в киосках Союзпечати, копировали их манеру одеваться, делали себе такие же прически. Кинематограф являлся проводником моды для провинции.

Наряду с прежними звёздами кино Любовью Орловой, Людмилой Целиковской, Лидией Смирновой, эталонами красоты считались Алла Ларионова, Клара Лучко, Элина Быстрицкая, Татьяна Пелецкая, Ирина Скобцева, Ариадна Шенгелая, Екатерина Добронравова, Татьяна Самойлова, Майя Менглет, Светлана Дружинина, Зинаида Кириенко и другие популярные актрисы. В 1956 году, после выхода фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» олицетворением новых модных тенденций стала Людмила Гурченко, блеснувшая на экране в туалетах, пропагандирующих стиль Нью лук.


Если в западном кинематографе в 1950-е годы эпоха гламура подошла к концу, то в отечественном кинопроизводстве в конце 1940-х – и в 1950-е советский гламур был в расцвете. Кинематограф тех лет демонстрировал удивительную светлую, яркую и правильную жизнь. Герои советских кинофильмов, во всем, в том числе и в моде становились эталонными образами. Одежда и прически из кинолент являлись своеобразными модными маячками для тех, кто хотел идти в ногу со временем. В кино простые труженики, стахановцы, ученые, студенты, колхозники, строители, врачи и учителя носили красивые элегантные вещи, которые посте просмотра той или иной кинокартины пытались копировать благодарные зрители, а точнее зрительницы.


Положительные кинематографические персонажи были одеты в меру модно, а отрицательные всегда слишком модно, чем одиознее герой, тем более нарочито модной была его одежда. Но, несмотря на идеологический подтекст, который обязательно присутствовал в кинофильмах, 1950-е годы - это время, когда были сняты замечательные фильмы, вошедшие в сокровищницу отечественного кинематографа.


Журналы, рассказывающие о кино, были практически в каждом доме. Особенно интересовало, как актеры выглядят в жизни, во что они одеваются в будни, как причесываются, что выбирают для торжественных выходов? Из советской прессы и новостей можно было почерпнуть лишь очень скудные сведения на эту тему, людям все больше рассказывали о членах политбюро и передовиках производства.


Иностранные фильмы и публикации в журналах о зарубежных звездах, посетивших нашу страну, волновали женские сердца также глубоко. Увиденное на экранах, как могли, старались воплотить в жизнь, заказывая у портних или изготавливая самостоятельно туалеты, похожие на удивительные наряды из далекой и недоступной жизни. Западных фильмов в 1950-е годы в советском прокате было немного. Чаще всего на экранах кинотеатров шли фильмы братских социалистических стран, добрая половина которых была посвящена военной тематике, героической борьбе, производственным проблемам и т.д. Поэтому комедии или фильмы о любви, производили на людей огромное впечатление. Многие фильмы, закупленные для показа в СССР, так и не появлялись на больших экранах, но неожиданно всплывали, в каком-нибудь периферийном Доме Культуры или сельском клубе. Часть западных фильмов демонстрировалась в московском кинотеатре «Иллюзион» и больше нигде ни шла.


В 1954 году в советском прокате появился аргентинский фильм 1953 года «Возраст любви», с легендарной актрисой и певицей Лолитой Торрес в главной роли. А в 1958 году на экраны вышел фильм 1955 года «Жених для Лауры». Песни в исполнении Лолиты Торрес были шлягерами. Актриса с божественным уникальным голосом стала кумиром поколения. Её обожали, подражали манере одеваться, причесываться, двигаться, в её честь называли новорожденных девочек. Об аргентинской звезде часто упоминалось в советской прессе. Например, в журнале «Работница» написали о визите Лолиты Торрес на советское судно. В журнале была помещена фотография актрисы с подписью: «Моряки преподнесли ей букеты цветов, духи «Красная Москва» и палехскую шкатулку. Актриса очаровательна: она одета в нарядное белое атласное платье, её шею украшает колье, на ней также изящные браслеты и сережки».


Лолита стала кумиром и для многих будущих советских звезд. О колоссальном впечатлении, произведенном аргентинкой, рассказывали оперные дивы, Елена Образцова и Тамара Синявская. Людмила Гурченко, покоренная Лолитой, во многом подражала её манере, образ Леночки Крыловой в знаменитой «Карнавальной ночи» - это «советский ответ» Лолите Торрес и её героине из «Возраста любви».


В 1959 году в Москве прошел I Московский международный кинофестиваль, который затем стал проводиться регулярно раз в два года (до 1997, затем ежегодно). В страну начали приезжать зарубежные звезды, а в прессе появляться огромное количество фотографий и публикаций.


Доступными становятся журналы братских социалистических стран - Болгарии, Польши, ГДР, а также Прибалтийских советских республик: таллинский «Силуэт», вильнюсский «Банга», рижский «Рижские моды». Журнал «Рижские моды» считался одним из лучших среди советских журналов, так же как и Рижский Дом моделей.

Главой Рижского Дома моделей была дизайнер Ольга Грохольцева, родная сестра которой жила в Сан-Франциско и регулярно присылала ей в Ригу журнал «Вог», поэтому рижские моды отличались актуальностью и изысканностью.

В 1956 году возобновилось русскоязычное издание цветного иллюстрированного журнала «Америка», служившего мощным источником информации о стиле жизни в США для советских людей. В 1958 году в Ленинграде был выпущен журнал «Иностранные модели одежды», где без указания авторов печатались черно-белые и цветные модели одежды капиталистических стран – Франции, Италии и Финляндии.

Мода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годов Мода 50-х годов
Мода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годовМода 50-х годов
Советская мода

В 1950-е годы советские юноши и девушки, конечно, не все, а самые достойные, становятся участниками Всемирных молодежных фестивалей, которые регулярно проводятся в столицах разных стран. Но событием, планетарного масштаба для всей страны, стал VI Всемирный Фестиваль молодежи и студентов, состоявшийся в 1957-м году в Москве. Фестиваль перевернул представление советских людей о моде. Жители СССР воочию увидели, какой разнообразной и красивой может быть одежда, какие прически делают иностранные девушки и юноши, какими духами и косметикой они пользуются.

Загрузка







© 2008-2016 | CLIACK-ART-STUDIOl | All rights reserved