История советской моды. Часть пятая - 1960-е. Начало

История советской моды. Часть пятая - 1960-е. Начало

От оттепели к эпохе застоя

1960-е годы - один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В 1960-е годы сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».

Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году - первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде. Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.

Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-е годыМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов

В СССР по-прежнему происходили поиски собственного стиля и создание уникальной системы производства, способной сделать жизнь советского человека комфортной и безоблачной. Правда «рог изобилия», древний символ богатства, почитаемый архитекторами времён «сталинского ампира», так и остался лишь украшением на каменных стенах. А настоящим символом советского времени, переходящим из десятилетия в десятилетие - был дефицит.

В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.

Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».

Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.

Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.

Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов

Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.

Подчиняясь идее создания уникальной советской моды, журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.

Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Перед государством стояла приоритетная задача - дать народу необходимые вещи по низкой цене, которая являлась бы доступной для каждого. Достигнуть этого можно было путём снижения издержек производства, т.е. уменьшая затраты на все производственные операции. Поэтому проблемой массового производства являлось отсутствие гибкости. Смена модели означала лишние расходы, приостановку процесса, а, следовательно, уменьшение количества готовой продукции, из-за чего новые модели осваивались неохотно. То же самое происходило и при производстве тканей. Лёгкая промышленность была не в состоянии обеспечить страну модной готовой одеждой.

Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.

Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.

Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е
Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е
Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е


Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.


Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы


В 1960-е годы многие крупные города имели собственные Дома моделей. Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.


Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-хМода 1960-хМода  1960е годыМода 1960-хМода 1960-х

Главным учреждением, определяющим направление официальной моды, был ОДМО – Общесоюзный Дом Моделей одежды в Москве. В Доме моделей работали самые крупные профессионалы модельного дела - Вера Аралова, Тамара Файдель, Лина Телегина, Татьяна Осьмеркина, Елена Стерлигова, Александр Игманд и многие другие советские модельеры. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором».

Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-х1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы
1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы

Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ - Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.

На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.

У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» - каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L'Officiel», «Elle», «l'art et la mode» и др.

1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы
1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы

В каталоге обязательно присутствовали сопроводительные статьи, проникнутые духом оптимизма и гордости за отечественную индустрию моды: «Мода продолжает путь равномерного эволюционного развития и, предлагая новые элементы, сохраняет сущность найденной, целесообразной и одобренной формы, совершенствуя и обогащая её. Заметная тенденция к некоторой стабильности и устойчивости силуэтов одежды способствует более ритмичной работе промышленного производства, оказывающего значительное влияние на развитие моды. Такая устойчивость не означает ограниченности и однообразия форм одежды. Наоборот, наблюдается большое их многообразие, все возрастающая дифференциация по видам, назначению и возрастным категориям».

«Одежде присущи спортивно-деловой характер и более мягкая, утонченная линия в нарядных, выходных ансамблях. Большой интерес проявляется к национальным формам одежды, историческому костюму и созданию на их основе современных жизненных и оригинальных образцов. По-прежнему значительное внимание уделяется разработке комплектной одежды из нескольких предметов».

1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годовМода 1960-е годы
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов

В СССР насчитывалось 34 Дома моделей, которые работали под четким руководством центра. Каждая модель одежды, разработанная в региональном Доме моделей, проходила два художественных совета. Первый - внутри коллектива, второй с участием специалистов фабрик, торговли и партийных работников. Швейные предприятия отбирали для себя модели, которые планировали запустить в массовое производство. Дома моделей разрабатывали и выставочные коллекции, чаще всего их выпуск был приурочен к определенным событиям в стране. При Домах моделей имелись обувные и трикотажные лаборатории, отделы моделирования головных уборов, экспериментальные цеха для апробации моделей, группы нормирования и исследования тканей, и, конечно же, отделы пропаганды моды. В структуру многих Домов моделей входили ателье, в которых по заказам населения должны были изготавливать самый разнообразный ассортимент одежды. Также Дома моделей выполняли заказы на изготовление лекал и технической документации. Многие Дома моделей выпускали собственные журналы мод и осуществляли продажу выкроек и фотозарисовок.

1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов

Москва постоянно собирала представителей регионов на всевозможные мероприятия. Два раза в год в Общесоюзном Доме моделей на Кузнецком мосту проходило заседания Всесоюзной эстетической комиссии, периодически проводились тематические художественные советы, например, «одежда для полных», «одежда для активного отдыха» и т. д.. В ВИАЛЕГПРОМе работала комиссия по утверждению моделей, которым присваивался знак качества, проходили заседания «Постоянной рабочей группы по вопросам моды и культуры одежды стран СЭВ». Регулярно в Москве проводилась Межреспубликанская Текстильная ярмарка. В Государственном комитете по лёгкой промышленности при Госплане СССР проходили совещания по вопросам улучшения качества выпускаемой продукции.

Загрузка







© 2008-2016 | CLIACK-ART-STUDIOl | All rights reserved