История советской моды. Часть пятая - 1960-е. Начало

Поделиться

История советской моды. Часть пятая - 1960-е. Начало

От оттепели к эпохе застоя

1960-е годы - один из самых ярких периодов в мировой моде ХХ века, его по праву называют революционным. Общественные преобразования, начавшиеся после Второй Мировой войны, экономическое возрождение пятидесятых годов и «бэби-бум», приведший к тому, что в начале 1960-х молодежь стала доминировать по отношению к остальным возрастным группам западного общества, не могли не повлиять и на модные тенденции. Мировоззрение молодых, их взгляды и вкусы становились все более значимыми. Новое поколение влияло на моральные устои общества и диктовало свои правила. В 1960-е годы сформировалось такое понятие, как «молодежная мода».

Небывалое развитие научно-технического прогресса 1950-х годов, частью которого стали космические исследования, также нашли отражение в модной индустрии. В космическом состязании двух сверхдержав США и СССР победу одержало советское государство. Первый в истории человечества полет в космос, осуществлённый Юрием Гагариным в 1961 году, а затем, в 1963 году - первый полет в космос женщины-космонавта, выполненный Валентиной Терешковой, вдохновили многих блистательных кутюрье того времени на воплощение космической темы в моде. Советские летчики-космонавты стали героями дня, для них был открыт весь мир, они представляли СССР за рубежом и принимали иностранных гостей у себя на Родине.

Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Герман Титов с женой в ВашингтонеМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов

В СССР по-прежнему происходили поиски собственного стиля и создание уникальной системы производства, способной сделать жизнь советского человека комфортной и безоблачной. Правда «рог изобилия», древний символ богатства, почитаемый архитекторами времён «сталинского ампира», так и остался лишь украшением на каменных стенах. А настоящим символом советского времени, переходящим из десятилетия в десятилетие - был дефицит.

В начале 1960-х годов режим Хрущёва переживал кризис. Первый секретарь ЦК КПСС вызывал недовольство партийных чиновников и терял свой авторитет в обществе.

Хрущевские реформы не привели к улучшению социально-экономического положения людей в СССР. Многие из них оказались малопродуманными и совершенно не подготовленными. За 11 лет своего правления Хрущёв не смог изменить принципы социалистического развития. Сталинский тоталитаризм был уничтожен, но до демократизации дело так и не дошло. При Хрущёве политический режим в стране превратился в авторитарную систему, получившую дальнейшее развитие в период брежневского правления. В 1964 году закончилась короткая советская «оттепель», после отставки Хрущева во главе государства встал Леонид Ильич Брежнев, в стране начался период «застоя».

Два параллельных мира, в одном из которых жили простые советские люди, а в другом обосновались те, кто ими руководил и строил для них светлое будущее, мирно существовали рядом друг с другом, и никогда не пересекались.

Люди слышали одно, а видели иное, но были так воспитаны и воодушевлены начальниками из параллельного мира, что до поры до времени верили, терпели, надеялись.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Официальная мода в СССР соответствовала новым мировым тенденциям. Журналы мод 1960-х годов наглядно демонстрировали, что изменения, происходящие в этот период, очень быстро были зафиксированы и донесены до сведения советских граждан.

Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов

Но вот реальная жизнь вносила деструктив в информационно-просветительскую идиллию.

Подчиняясь идее создания уникальной советской моды, журналисты и искусствоведы писали о бессмысленности ежегодных модных перемен и предостерегали от подражания модам западным. Производители одежды должны были выпускать вещи простые, функциональные, лишенные ультрамодных элементов. Очевидно, в этом было рациональное зерно, но простые вещи без ультрамодных элементов должны были хотя бы радовать глаз.

Медленный рост производства потребительских товаров приводил к превышению спроса над предложением. Социалистическая экономика, основывалась на плановом хозяйстве. План диктовал и требовал проценты, а не красивую одежду. Частая смена стандартов и следование за модой при таких условиях были невозможны. Например, воспоминая о тех временах, сотрудники Алтайского Дома моделей с гордостью рассказывали, что каждый год их Дом моделей создавал две промышленные коллекции, которые поступали в производство, а на одном из швейных предприятий города Бийска конвейер, на котором работало 79 человек, за 15 минут выдавал готовое швейное изделие. А носить то хотелось не швейные изделия, а красивую и модную одежду.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Перед государством стояла приоритетная задача - дать народу необходимые вещи по низкой цене, которая являлась бы доступной для каждого. Достигнуть этого можно было путём снижения издержек производства, т.е. уменьшая затраты на все производственные операции. Поэтому проблемой массового производства являлось отсутствие гибкости. Смена модели означала лишние расходы, приостановку процесса, а, следовательно, уменьшение количества готовой продукции, из-за чего новые модели осваивались неохотно. То же самое происходило и при производстве тканей. Лёгкая промышленность была не в состоянии обеспечить страну модной готовой одеждой.

Как отмечал в 1964 году главный художник киевского Дома моделей: «Для массового производства наши модели неприемлемы. А на швейных фабриках моделирование ведётся собственными силами, но часто очень плохо. Разрыв между моделирующими организациями и производством – основная беда нашей работы». Об этой проблеме говорили на многих швейных предприятиях Советского Союза.

Швейные фабрики действительно часто занимались моделированием самостоятельно, причем практика показывала, что на самом деле, хорошие, радующие глаз модели, которые наверняка бы пользовались спросом у потребителя, создавать самостоятельно им было по силам, но даже собственные качественные разработки не шли в массовое производство, а оставались лишь выставочными моделями. Еще одной проблемой, которую было невозможно решить при социалистической системе производства, была поставка тканей на фабрики, производящие готовую одежду. Нельзя сказать, что в стане была катастрофическая ситуация с текстильной продукцией, отечественные ткани неплохого качества были, но не для производящих предприятий и моделирующих организаций. Образцы, которые получали фабрики и Дома моделей, были либо плохие, либо очень плохие.

Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е
Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е
Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е


Работа ткацких и швейных фабрик являлась постоянной темой для советской прессы, где все время появлялись взаимоисключающие друг друга опусы, повествующие о деятельности предприятий, производящих ткани и одежду. В одних пелись хвалебные оды, прославляющие советское производство, в других – звучала критика, вскрывались недостатки, высмеивались уродливые и однообразные модели. Еще одной темой, полной противоречий и полярных мнений была торговля. Журналисты с пристрастием рассказывали о браке, халтуре, грубости, дефиците, но при этом радостно информировали о великолепном обслуживании и новых достижениях. Из газет и журналов люди узнавали о чудесах, которые были старательно скрыты от глаз потребителей. Ощутить, что кто-то действительно заботится о тебе, стараясь сделать быт лёгким и комфортным как-то не получалось, зато можно было почитать об этом в прессе.


Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы


В 1960-е годы многие крупные города имели собственные Дома моделей. Модные показы и, так называемые, творческие отчёты для населения проводились даже в сельских Домах культуры. Так что посмотреть на модную одежду и узнать о том, чем занимаются модельеры-конструкторы, мог каждый советский труженик. Такие показы обязательно сопровождались комментариями искусствоведа, рассказывающего не только о демонстрируемых моделях и новых тенденциях моды, но и о том, что такое хороший вкус, как найти свой стиль, что можно сочетать в комплекте одежды и чего следует избегать.


Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-хМода 1960-хМода  1960е годыМода 1960-хМода 1960-х

Главным учреждением, определяющим направление официальной моды, был ОДМО – Общесоюзный Дом Моделей одежды в Москве. В Доме моделей работали самые крупные профессионалы модельного дела - Вера Аралова, Тамара Файдель, Лина Телегина, Татьяна Осьмеркина, Елена Стерлигова, Александр Игманд и многие другие советские модельеры. В 1965 году в ОДМО пришел работать молодой модельер Слава Зайцев, ставший одной из самых значимых фигур в истории отечественного модельного бизнеса. Его творческие разработки еще в период СССР были замечены на Западе. В 1965 -1968 годах за создание «Русской серии» французская пресса назовет Зайцева «Красным Диором».

Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-х1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы
1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы

Вектор моды для всей страны задавал и ВИАЛЕГПРОМ. В СССР существовал Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. У Госплана была целая структура организаций, одной них был Государственный комитет по легкой промышленности, в который, в свою очередь, входил ВИАЛЕГПРОМ - Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды.

На методические показы ВИАЛЕГПРОМа съезжались представители Домов моделей со всей страны. Возвращаясь из Москвы, они информировали свои рабочие коллективы о «центральной установке» и принимались за создание новых коллекций. В ВИАЛЕГПРОМе можно было под расписку получить для ознакомления образцы импортной одежды, некоторые из них с целью изучения разрешалось распарывать. Отечественные конструкторы одежды, в работах которых чувствовалось влияние зарубежных модельеров, подвергались критики идеологического отдела ЦК КПСС. В прессе то и дело появлялись статьи об отсутствии собственного взгляда и подражательстве Западу.

У ВИАЛЕГПРОМа было издание «Модная одежда» - каталог моделей одежды, рекомендованных методическим совещанием специалистов Домов моделей союзных республик. Такой каталог издавался ежегодно, он включал в себя модели одежды крупнейших Домов моделей СССР «наиболее ярко характеризующих направления моды в одежде». Достать такой каталог было очень сложно, так как его тираж был всего 10 000 экземпляров. Кроме того, для Общесоюзного Дома моделей и других моделирующих организаций издавалась брошюра «Мода за рубежом», где излагались главные мировые тенденции, и публиковалась подборка фотографий из таких журналов, как «Vogue», « L'Officiel», «Elle», «l'art et la mode» и др.

1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы
1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы

В каталоге обязательно присутствовали сопроводительные статьи, проникнутые духом оптимизма и гордости за отечественную индустрию моды: «Мода продолжает путь равномерного эволюционного развития и, предлагая новые элементы, сохраняет сущность найденной, целесообразной и одобренной формы, совершенствуя и обогащая её. Заметная тенденция к некоторой стабильности и устойчивости силуэтов одежды способствует более ритмичной работе промышленного производства, оказывающего значительное влияние на развитие моды. Такая устойчивость не означает ограниченности и однообразия форм одежды. Наоборот, наблюдается большое их многообразие, все возрастающая дифференциация по видам, назначению и возрастным категориям».

«Одежде присущи спортивно-деловой характер и более мягкая, утонченная линия в нарядных, выходных ансамблях. Большой интерес проявляется к национальным формам одежды, историческому костюму и созданию на их основе современных жизненных и оригинальных образцов. По-прежнему значительное внимание уделяется разработке комплектной одежды из нескольких предметов».

1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годовМода 1960-е годы
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов

В СССР насчитывалось 34 Дома моделей, которые работали под четким руководством центра. Каждая модель одежды, разработанная в региональном Доме моделей, проходила два художественных совета. Первый - внутри коллектива, второй с участием специалистов фабрик, торговли и партийных работников. Швейные предприятия отбирали для себя модели, которые планировали запустить в массовое производство. Дома моделей разрабатывали и выставочные коллекции, чаще всего их выпуск был приурочен к определенным событиям в стране. При Домах моделей имелись обувные и трикотажные лаборатории, отделы моделирования головных уборов, экспериментальные цеха для апробации моделей, группы нормирования и исследования тканей, и, конечно же, отделы пропаганды моды. В структуру многих Домов моделей входили ателье, в которых по заказам населения должны были изготавливать самый разнообразный ассортимент одежды. Также Дома моделей выполняли заказы на изготовление лекал и технической документации. Многие Дома моделей выпускали собственные журналы мод и осуществляли продажу выкроек и фотозарисовок.

1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов
1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов1960-х годов

Москва постоянно собирала представителей регионов на всевозможные мероприятия. Два раза в год в Общесоюзном Доме моделей на Кузнецком мосту проходило заседания Всесоюзной эстетической комиссии, периодически проводились тематические художественные советы, например, «одежда для полных», «одежда для активного отдыха» и т. д.. В ВИАЛЕГПРОМе работала комиссия по утверждению моделей, которым присваивался знак качества, проходили заседания «Постоянной рабочей группы по вопросам моды и культуры одежды стран СЭВ». Регулярно в Москве проводилась Межреспубликанская Текстильная ярмарка. В Государственном комитете по лёгкой промышленности при Госплане СССР проходили совещания по вопросам улучшения качества выпускаемой продукции.

В Москве находились два учреждения, разрабатывающие ГОСТы и ТУ для швейных изделий, одно из них ЦНИИШП (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности), существующий и по сей день, второе - ЦОШТЛ (Центральная опытно-техническая швейная лаборатория). Находилась эта лаборатория в ведении Министерства бытового обслуживания населения РСФСР и занималась разработкой материалов для предприятий, специализирующихся на индивидуальном пошиве. В ЦОТШЛ разрабатывались лекала базовых конструкций на изделия классических силуэтов, соответствующие спросу большей части населения, и централизованно рассылались на предприятия службы быта, такие как Дома моды, ателье, швейные мастерские. Кроме того, в ЦОШТЛ велось собственное моделирование одежды.

1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы
1960-е годы1960-е годы1960-е годыМода 1960-е годы1960-е годы

В общем, работа кипела, руководство тем, чего по большому счету в СССР не было, осуществлялось на самом высоком уровне. Ну а люди, как могли, приспосабливались к жизни и разными путями доставали себе одежду, кто модную, кто хоть какую-нибудь, в общем, каждому по потребностям.

Несмотря на то, что популярные массовые издания воспитывали в советских людях стремление к простоте и сдержанности, постоянно напоминая, что стиль советского человека отличается от стиля западного, никакой особой уникальной моды, идущей вразрез с мировыми тенденциями, в Советском Союзе, конечно же, не существовало. Была пропаганда, старательно вдалбливающая в головы, что у нас все по-своему и всё отлично, а «там» дела идут неважно, было плохое качество вещей, или вовсе их отсутствие, а тенденции моды, особенно на страницах всевозможных изданий, вполне соответствовали мировым.

1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы
1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы1960-е годы

В моде как и на Западе были абстрактные набивные рисунки, ритмические геометрические композиции, яркие цветовые пятна в стиле поп-арта. В эру синтетики модными считались блестящие синтетические ткани и рельефные синтетические ткани. Популярными тканями в СССР были лавсан (аббревиатура - Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук СССР), капрон, нитрон. Из методического каталога ВИАЛЕГПРОМ за 1964 год: «Большую новизну и разнообразие вносят новые ткани с применением химических волокон, более свободный подход к их использованию, как, например, сочетание тканей разных фактур или одноцветных фактур и набивных. Для пальто подходят новые ткани с нитроном, открытого переплетения типа панамы и рогожки, ткани с применением фасонной пряжи, с рельефной и зернистой поверхностью типа «Элегант», пестротканые, с насыпкой, из разных цветов пряжи – это ткани «Завиток», «Полянка», «Мерлушка». Костюмные ткани - шерстяное трико «Чайка», шерстяные ткани «Эффект», «Люкс» и т.д.».

«В ассортименте шерстяных тканей получают распространение ткани облегченного веса с применением синтетических волокон (в основном лавсана и нитрона). Это ткани креповых рельефных структур, типа панамы и рогожки, а также ткани, имитирующие трикотаж».

«Среди хлопчатобумажных и штапельных тканей большое место занимают ткани типа домотканых и льноподобных, такие, как гарус в новом оформлении «Надежда», «Южная» и пестроткани «Зайга» и «Улыбка». Для летних платьев могут быть использованы легкие ткани с применением ацетатного или триацетатного шелка, такие как «Соната», «Весна», «Аушра» и др., ткани из натурального шелка « Жемчуг», «Москва», «Анапа», «Индира» и сочетания его с вискозным, ацетатным и капроновым шелком».

Тканей в магазинах было много, но выбрать что-то стоящее по-прежнему составляло большого труда, так как самым слабым местом оставался дизайн. Из-за очень плохих красителей цвета тканей часто выглядели убого и печально, да и работы художников по тканям, не отличались тонким мастерством. Увы, рядом с западными образцами, отечественные часто были неконкурентоспособны.

Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-хМода 1960-хМода 1960-х
Мода 1960-хМода 1960-х

Читая журналы мод, любая женщина могла узнать, что мы шагаем в ногу с мировой модой. Например, специалисты ВИАЛЕГПРОМа в середине десятилетия рассказывали на страницах своего журнала, что в моде: «Прямой силуэт, полуприлегающий силуэт, силуэт одежды с мягким лифом, юбкой свободной формы и подчеркнутой талией, костюмы с прямой или расширенной юбкой, часто со складками, длина юбки – чуть ниже колена, жакеты костюмов короткие и удлиненные. Ведущими модными видами женской одежды являются костюмы и комплекты, разнообразные по характеру и назначению. Модным видом одежды является платье-пальто». «Новизна в формах головных уборов состоит в уменьшении общего объёма. По-прежнему модны маленькие шляпы без полей разнообразной формы, береты формованные и мягкие. Модные платки могут быть надеты по-разному». «Силуэт и особенности композиции обуви определяются её назначением. Повседневная обувь имеет расширенный овальный носок и утолщенный невысокий каблук. Нарядная обувь мягкая и изящная, с тонким каблуком и заостренным носком». «Женские сумки – прямоугольные и вытянутой по горизонтали формы». «Своеобразие в одежду вносят новые виды гладких чулок и ажурные цветные чулки».

 1960е годы 1960е годы 1960е годы 1960е годы 1960е годы
 1960е годы 1960е годы 1960е годы 1960е годы 1960е годы

«Для мужской моды характерны стройные удлиненные силуэты – прямой и полуприлегающий. Застежка костюмов обоих силуэтов чаще всего однобортная на 2-3 пуговицы. Шлицы остаются модной деталью мужской одежды. Брюки узкие, от колен книзу ровные, ширина низков: 22 – 24 см. Особенность модных брюк для молодежи – большее прилегание по линии бёдер». «Пальто полуприлегающей формы средней длины с мягким естественным разворотом плеч. Лацканы – неширокие и удлиненные». «Для мужской обуви характерна та же зависимость формы от назначения, что и для женской. Повседневная обувь имеет силуэт с относительно широкой носочной частью в форме овала, вечерняя обувь - удлиненная, с овальным носком, более узким, чем в повседневной».

 1960е годы 1960е годы 1960е годы 1960е годы 1960е годы

Если в 1950-е годы в женском гардеробе преобладали платья, то в 1960-е у советских женщин стали очень популярны костюмы с жакетами прямыми или слегка приталенными. Модной деталью на костюмах того периода были разнообразные декоративные пуговицы.

Строгие костюмы в стиле Шанель любила носить министр культуры СССР Екатерина Фурцева, всегда вызывавшая пристальный интерес к своей персоне. Были в гардеробе министра культуры и костюмы Пьера Кардена, с которым она была в дружеских отношениях. Впервые Карден посетил Советский Союз в 1963 году в составе французской делегации деятелей культуры и искусства. С тех пор он побывал в СССР еще много раз, и даже получил на Западе прозвище «красный кутюрье». Многие советские женщины, особенно на руководящих постах, подражали стилю Фурцевой, занявшей в СССР статусное место первой леди, так как реальные первые леди не отличались элегантностью.

Мода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годы
Мода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годы
Мода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годы
Мода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годыМода  1960е годы

Мода 1950-х в первые годы нового десятилетия стойко удерживала свои позиции. Впрочем, эту ситуацию не стоит отождествлять исключительно с проблемами советского строя. Такая же тенденция испокон веков прослеживалась во многих уголках мира. Мода минувшего десятилетия шлейфом проходила по началу наступившего десятилетия. В какую одежду человек одевался, как быстро реагировал на новые модные веяния, зависело от многих социальных факторов, одним из которых было место жительства. Разница была не только между столицами и провинциями, городами и сельской местностью, но даже между районами города. В 1960-е годы в Лондоне, диктующем мировую моду, стиль одежды жительницы фешенебельного Вест-Энда отличалась от стиля жительницы рабочего Ист-Энда. Разница была в том, что лондонская женщина при наличии денег садилась в автобус и ехала в центр города. Просто заходили в магазин и просто покупала нужную вещь, в том числе и ультрамодную, а московская, не говоря уже о не москвичках, даже, имея материальную возможность, металась от магазина к магазину, выискивая, что-нибудь приемлемое, а если находила, то долгие часы простаивала в очереди.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

У людей, живущих на необъятных просторах СССР, понятия о моде и возможности следовать ей убыли очень различными. Одни долго донашивали вещи в стиле 1950-х, другие быстро реагировали на новые направления и изо всех сил старались приобрести что-то соответствующее модным тенденциям. Большинству людей, зачастую приходилось ходить в неких советских одеждах в стиле безвременья. Были в СССР такие платья, туфли, кофты, пальто, да все что хотите, неподдающиеся классификации, не имеющие выраженного силуэта, ну просто вещи и вещи, ни о какой моде речь здесь не шла!

Мода 1960-х  Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х
Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х

Силуэты 1950-х годов первые лет пять постоянно мелькали на страницах журналов, на кино - и телеэкранах, на эстрадных подмостках. И даже иностранные актрисы, посетившие СССР в начале 1960-х годов, не раз демонстрировали свою приверженность к стилю минувшего десятилетия. А так как образы звезд того времени были эталонами для подражания, женщины с удовольствием продолжали хранить верность советскому нью-луку. В моде 1960-х на время смешались элементы двух десятилетий. Характерный образ первой половины десятилетия – пышное платье, внушительный начес и остроносые лодочки на шпильке.

Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х
Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х
Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-е годы Мода 1960-х
Мода 1960-х Мода 1960-е годы Мода 1960-х Мода 1960-х Мода 1960-х

Постепенно советские женщины отказывались от пышных форм 1950-х и переходили к простым геометрическим формам нового десятилетия. А вот женские брюки в СССР почему-то вызывали у партийного руководства страны стойкую идиосинкразию. Поэтому на них лучше всего было смотреть в журналах мод, но не включать в свой гардероб. Да и в продаже такой одежды почти не было, а сшить хорошие брюки могли немногие портнихи. В стране с холодным неласковым климатом правильные советские женщины должны были ходить исключительно в рейтузах, а неправильных не должно было быть в принципе, поэтому дамы в брюках, вплоть до 1970-х годов объявлялись персонами нон грата. В 1964 году председатель Комитета гостелевидения и радиовещания С.Г. Лапин принял постановление запрещающее женщинам приходить на работу в брюках. Почин подхватили многие госучреждения. Брюки были исключительно одеждой рабочей и спортивной, в крайнем случае, для отдыха на природе. И даже в 1970-е все еще сохранялись отголоски этого идиотизма. В конце 1960-х годов в СССР стали появляться смелые модницы в брючных костюмах, приобретенных за рубежом, но брючный комплект, уже завоевавший западный мир, стал укореняться в нашей стране лишь с середины 1970-х годов.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годы Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Журналы мод, периодические издания для женщин, кинематограф, вопреки официальным точкам зрения, пытались пропагандировать новые модные силуэты, прически, аксессуары. В журналах можно было прочитать о том, какая удобная и универсальная одежда женские брюки, и что их можно носить не только на стройке или в цеху. На киноэкранах стали появляться принципиально новые женские образы, героини кинолент одевались в соответствии с модными тенденциями, демонстрировали современные прически и макияж.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Во второй половине десятилетия модная одежда стала еще более лаконичной, в ней чувствовалось влияние спортивной тематики. Спортивное направление становится лейтмотивом моды. Из журнала «Модели одежды» за 1965 год: «В 1965 году в одежде преобладает спортивный стиль. Строчки, хлястики, накладные карманы, отрезные кокетки, погончики, жесткие пояса – это детали повседневных модных платьев. Такие платья можно сшить из любой ткани - поплина, ситца, сатина, рогожки, шелка, особенно хороши немнущиеся ткани с лавсаном».

Популярнейшей вещью десятилетия стали короткие, чуть прикрывающие колено пальто - двубортные и однобортные. С крупными пуговицами, отстрочкой по бортам и краю воротника, с маленькими круглыми воротниками, накладными клапанами и карманами. Очень модно было носить удлинённые жакеты, заменяющие лёгкое пальто, особым шиком считались пальто-жакеты или летние облегченные пальто, сшитые из одной ткани с платьем или костюмом.

В качестве модной зимней одежды создатели советской моды предлагали носить короткие шубки, прямые или а-образного силуэта. Только вот производители одежды очень редко радовали женщин современной и стильной одеждой. Поэтому носить ультрамодные вещи могли лишь некоторые.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
 Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Простые советские люди были вынуждены одеваться в безликие и однообразные пальто, сшитые из тканей немарких цветов. Зимние пальто отличались от демисезонных неизменным меховым воротничком. Хорошая шуба являлась дорогим удовольствием, на которое сначала нужно было накопить денег, а затем каким-то образом «достать» её, за свои же, накопленные. Народные цигейковые шубы, делающие женщин похожими на неповоротливых плющевых мишек, были бесконечно далеки от понятия «элегантность».

Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов

В 1960-х мировая мужская мода стала более молодежной. Советские молодые люди, стремящиеся шагать в ногу с новыми мировыми тенденциями, не хотели походить на тяжеловесных и мешковатых представителей мужского пола из прошлого десятилетия. Влияние на их взгляды оказал международный молодежный фестиваль 1957 года, в мужской одежде стал появляться цвет. Вместо повсеместных белых зефировых сорочек 1940-1950-х годов модники старались раздобыть яркие рубашки с рисунками, популярность обрели гавайские рубашки. Кубинская революция, широко освещавшаяся в советской прессе и мода среди интеллигенции на книги Хемингуэя, способствовали популяризации бород и свитеров. Мужчины начали носить комплекты, состоящие из модных узких брюк и джемпера с рубашкой и галстуком, пиджаки из буклированной ткани, куртки и полупальто спортивного силуэта, спортивные свитеры с арнаментами.

Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов
Мода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годовМода 1960-х годов

Западная музыкальная культура, проникающая окольными путями в Советский Союз, формировала модные пристрастия молодого поколения, слушавшего джаз и рок-н-рол. А когда английская группа «The Beatles» вызвала приступ битломании во всем мире и даже достигла СССР, многие советские юноши стали изо всех сил стараться походить на музыкантов из легендарной ливерпульской четверки. В русском языке появилось понятие битловка, так называли невиданную вещь – водолазку, трикотажный джемпер с высоким воротником под горло, апогей которого еще впереди, в следующем десятилетии.

Модными были узенькие галстуки с маленьким узлом, вязаные галстуки. Из-за моды на свитеры и водолазки многие совсем отказывались от ношения галстука, поэтому на страницах советской прессы периодически разворачивались галстучные дискуссии. Официальная точка зрения гласила, что хорошим тоном для мужчины в публичном месте считается ношение галстука. В журналах появлялись трактаты о том, как уместно и неуместно носить эту деталь мужского костюма. Но молодые люди, старающиеся идти в ногу со временем, предпочитали спортивный стиль, для которого были характерны узкие пиджачки, надетые с тонким джемпером, короткие лёгкие курточки с модными деталями - кокетками, поясами, хлястиками, погонами, накладными карманами, встречными складками.

Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е
Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е

А на улицах по-прежнему было полно мужчин в плохо скроенных мешковатых костюмах унылых цветов. Разброс в представлениях о современной моде был все еще очень велик. Одни уже облачились в модные узкие брюки, другие все еще щеголяли в развивающихся широченных штанах образца 1950-х годов. В это время стала зарождаться джинсовая мода, но в СССР джинсы, которые часто называли техасами, пока еще были диковинкой. Названия фирм, производящих джинсы, советским людям тогда ещё ни о чем не говорили, зато практически на всех джинсовых лейблах (изредка на территории СССР в продаже проскакивали джинсы индийского, немецкого и разного социалистического производства) помимо марки можно было прочитать обозначение Texas Jeans, очевидно от этого у неискушенного советского потребителя и родилось название техасы.

Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е
Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е
Мода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-еМода 1960-е

В 1960-е годы у советских людей начал зарождаться культ статусных вещей и формироваться вкус к процессу постоянного приобретательства, а точнее «доставания», потому что такие вещи просто так купить было невозможно. Статусная вещь в понимании гражданина СССР – это особое явление, не имеющее отношение к современной трактовке данного понятия, рожденное тотальным дефицитом и однообразием товаров с одной стороны и пропагандой особого советского стиля с другой, плюс к этому своеобразная подача информации о мировой моде. Поэтому если в мировой модной практике было общее для многих стран понятие культовых вещей, то в нашей стране возведение вещей на пьедестал происходило каким-то непостижимым образом.

Именно такой знаковой вещью десятилетия, объединившей советских мужчин и женщин, стал плащ болонья – унисекс страны Советов. Плащ из тонкой капроновой ткани, которую в конце 1950-х начали выпускать в итальянском городе Болонья, пользовался колоссальным спросом в Советском Союзе. Почему он так взбудоражил воображение граждан сказать сложно, на своей исторической родине, и во всем мире плащи из болоньи фурора не произвели, ткань и ткань, ничего особенного. Но в СССР этот плащик стал легендой. Достать вожделенный дождевик мечтал каждый. За болоньей в магазинах, где их периодически «выбрасывали», выстраивались огромные очереди, плащи, привезенные из стран соцлагеря, где болоньи также получили широкое распространение, были бойким товаром на черном рынке.

Выпуск ткани «болонья» на отечественных просторах был налажен на наро-фоминском шелковом комбинате, в цеху пленочных покрытий, единственном во всем СССР. Специалисты с комбината ездили в Италию, перенимать технологию производства этой ткани. Пошивом плащей занялись многие отечественный фабрики, в том числе, и московская «Радуга». К 1970-м годам страну завалили плащами, и если первые дождевики были довольно добротного качества и вполне приличного выглядели, то болоньи 1970-х превратились в ужасную бесформенную одежду жутких расцветок.

Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы
Мода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годыМода 1960-е годы

Несмотря на вполне достоверную информацию, которую можно было почерпнуть из специализированных изданий, какие-то новомодные тенденции плавно проплывали мимо советских женщин, не затрагивая их души, а какие-то становились предметом массового вожделения.

Продолжение следует…

- Воспроизведение материал запрещено -














© 2010-2024 | CLIACK-ART-STUDIOl | All rights reserved |