История советской моды. Часть шестая – 1970-е. Начало

История советской моды. Часть шестая – 1970-е. Начало

Молодежный нигилизм эпохи застоя

Вслед за хрущевской «оттепелью» - десятилетием, ознаменованным реформами, шумными политическими, идеологическими и хозяйственными кампаниями, в СССР настал новый период, вошедший в историю как брежневская «эпоха застоя» или время упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелым реформаторским движением в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни.

Возглавив СССР в 1964 году, в конце 1960-х Леонид Брежнев поддержал Председателя Совета министров Алексея Косыгина, предложившего внести в экономику страны некоторые новации, и провести экономическую реформу. Косыгинская реформа 1965 года характеризовалась внедрением в промышленность СССР рыночных отношений (хозрасчета), расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования.

В начале 1970-х реформа была свёрнута. В 1973 году рост советской экономики замедлился. Она начала отставать от западной из-за высоких расходов на вооружение и недостаточных вложений в сельское хозяйство, легкую промышленность и производство товаров народного потребления. Сельскохозяйственная отрасль СССР не могла должным образом обеспечивать городское население, всюду ощущалась нехватка тех или иных товаров, а повышение уровня жизни, о котором постоянно твердило правительство, воспринималось не иначе как миф.

Застой в экономике начался, когда в 1973 году вследствие глобального нефтяного кризиса взлетели мировые цены на нефть. Кризис способствовал увеличению экспорта нефти из Советского Союза, освоившего к тому моменту огромные нефтегазовые месторождения в Западной Сибири. Нефтедоллары, хлынувшие в страну, еще целое десятилетие держали на плаву её экономику, а Брежнев потерял всякий интерес к реформам, являющимся стимулом для развития и движения вперёд. Для политического руководства великой державы приоритетной являлась не модернизация СССР, а сохранение видимости стабильности, даже ценой полной деградации всей экономической системы.

Главной внешнеполитической задачей этого периода являлось поддерживание политики мирного сосуществования, стабилизация отношений с европейскими государствами. Борьба с инакомыслием в стране во времена Брежнев была не слишком жесткой. Сталинская эпоха становилась воспоминанием, в обществе исчезла атмосфера всеобщего страха. При этом в отличие от периода хрущевской «оттепели» в брежневские времена исчез даже намек на свободу слова. Всё было пропитано «правильной» советской идеологией. Все сферы искусства обязаны были подчиняться строгой цензуре, а главным цензором, как известно, являлась партия. Фальшивая официальная пропаганда вызывала отвращение среди интеллигенции, да и общество в целом не хотело слушать надоевшие правительственные лозунги.
Жизнь в СССР была дешевой. Зарплаты советские трудящиеся получали маленькие. Средняя заработная плата по стране составляла 120-130 рублей. Но прожить на эти деньги мог каждый. Медицина и образование были бесплатными, коммунальные услуги, ясли, детские сады стоили копейки, цены на продукты питания считались вполне доступными. Массово строилось жилье, благодаря чему многие смогли даром получить от государства квартиры. Если на покупку дорогой вещи не хватало денег, а их естественно не хватало, любой трудящийся мог приобрести товар в кредит под мизерный годовой процент, оплатив при покупке, примерно, 25% стоимости товара. Правда, качество социалистических благ было очень сомнительным.
Год от года ничего не менялось, казалось, что эта эпоха будет длиться вечно. Социальное колесо вращалось медленно и стабильно и имело свои особенности, о которых знал каждый советский человек - хочешь жить умей вертеться, а главное везде нужно заводить полезные знакомства.
Дефицит, очередь, блат во всех сферах жизни, доставание товаров и магическое слово «импорт», сосредоточившее в себе мечты обывателя – все это стало символами советской жизни в период застоя.

Средства массовой информации рассказывали о достижениях в стране, постоянной заботе о трудящихся, которую день и ночь проявляло политическое руководство, о фальшивой капиталистической марали и бесчеловечной жизни на Западе, а люди, которым просто осточертела вся эта пропаганда на фоне «дорогого» Леонида Ильича, постоянно целующегося с партийными лидерами и друзьями СССР разных мастей, принимающего награды и знаки почета, а также фотографий счастливых и правильных советский людей, в изобилии наводнявших газеты и журналы, дружно стояли в очередях за дефицитом, особенно иностранным, и доставали, доставали, доставали…
Эпоха застоя. Л. Брежнев, журнал Огонёк 1973 годЭпоха застоя. Л. Брежнев, журнал Огонёк 1973 год Л. Брежнев и члены Политбюро ЦК КПСС, журнал Огонёк 1973 годЭпоха застоя. Л. Брежнев, журнал Огонёк 1973 годЭпоха застоя. Л. Брежнев, журнал Огонёк 1973 годЭпоха застоя. Л. Брежнев, журнал Огонёк 1978 годСССР. Эпоха застоя. Журнал Огонёк 1978 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонёк 1973 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонёк 1973 годСССР, эпоха застоя. Журнал Смена 1974 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1977 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1970 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1973 годКомсомольская бригада. СССР, эпоха застоя. Журнал Смена 1974 годСчастье. СССР, эпоха застоя. Журнал Смена, 1970 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1975 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1973 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1973 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1973 годСССР, эпоха застоя. Журнал Огонек 1973 год
Состояние общества, особенно молодого поколения, в этот период можно охарактеризовать как полный нигилизм. Общепринятые социалистические ценности, идеалы, нормы нравственности, вызывали абсолютное неприятие, отрицание, высмеивание. Мода – это неотъемлемая часть жизни, и естественно, что общественное настроение в полной мере отражалось и в этой сфере. 1970-е годы – время стремительного нарастания поклонения всему западному, время обожествления запретного плода! Западная музыка, кино, мода вызывали безоговорочный восторг. Импортные вещи стали олицетворением счастья, успешности, сопричастности другому жизненному укладу, далекому, в общем-то, непонятному и недоступному. Любая вещь, если она иностранная, априори становилась предметом восхищения, считалась классной, особенно из стран капиталистического лагеря, при виде французских сапожек или финского пальтишка и говорить то было не о чем, только восторгаться, ну и завидовать втихую.

В 1970-е в лексикон молодежи прочно вошло выражение «фирменная вещь» или просто «фирма́», причем преимущественно с ударением на последний слог. Смысл, вкладываемый в это слово, до конца понять сложно, да и не нужно, главное оно емко выражало весь спектр эмоций по отношению к какой-либо иностранной продукции. Не важно, что, к примеру, платье или блузка, купленные с рук у перекупщиков, приобретавших товар в гостиницах, принимавших иностранцев, были копеечными синтетическими изделиями, произведёнными в каком-нибудь из государств Юго-Восточной и Южной Азии или Ближнего Востока, являвшихся главными поставщиками черного рынка СССР, или модненьким ширпотребом из соцстран. На фоне советского однообразия и дефицита всё хоть сколько-то отличающееся от отечественного убожества, казалось необыкновенным, супермодным, а значит и было этой самой «фирмо́й». В противовес понятию «фирма́» в обиход прочно вошли и понятия «самострок» и «самопал», демонстрирующие презрительное отношение к вещам, которые вроде бы соответствовали модным тенденциям, но были сшиты самостоятельно или у портнихи.

В 1960-е - 1970-е годы, в отличие от тенденции доминирования собственного стиля и комфорта, начавшей складываться в первом десятилетии XXI века, в мире витало увлечение модой. И если на улицах многих западных стран тогда можно было увидеть достаточно большое количество людей в модной одежде, то на отечественных просторах в целом, мало что радовало глаз. Модный ковчег советского пространства вмещал в себя и тех, у кого был доступ к дефициту и иностранной одежде, и тех, кто вообще не забивал себе голову понятием мода, а просто одевался в то, что было доступно среднестатистическому жителю Страны Советов, и тех, кто вопреки всему, изо всех сил старался быть модным в силу своих возможностей и понимания, что это значит. 
тиль советских людей. Москва, Площадь Революции, 1970 годСтиль советских людей. Ленинград, 1971 годСтиль советских людей. Москва, 1971 годСтиль советских людей. Москва, 1970-еСтиль советских людей. Ленинград, 1974 годСтиль советских людей 1970-е годыСтиль советских людей, 1970-е годыСтиль советских людей, 1970-е годыСтиль советских людей, 1977 годСтиль советских людей, 1970-е годыСтиль советских людей, 1970-е годыСтиль советских людей, Ярославль, 1975 годСтиль советских людей, 1977 годСтиль советских людей, 1976 годСтиль советских людей, конец 1970-х годовСтиль советских людей, конец 1977 годСтиль советских людей, Москва 1978 годСтиль советских людей, Москва конец 1970-хСтиль советских людей, Москва 1979 годСтиль советских людей, Крым 1979 год
Несмотря на то, что источников, дававших возможность получить информацию о мировой моде в 1970-е в СССР стало намного больше, целостного представления о модных тенденциях, царивших в мире - об их смене, их подоплеке, о знаменитых модельерах, задающих вектор моды, у советских людей не было. Знания, собирались фрагментарно из разных информационных потоков, аккумулировались, трансформировались, просеивались через действительность и разлетались по стране. Поэтому и возникло такое явление как советская мода, которая, в сущности, не отличалась от мировой – просто она обросла индивидуальными особенностями.
Во-первых, все, что в других странах покупалось, в СССР доставалось, или сооружалось собственными руками, ну в лучшем случае при помощи портных из ателье. Во-вторых, советские люди чаще всего просто отставали от моды и пик популярности той или иной модели случался лишь тогда, когда в других странах она уже отходила на второй план. Но главной особенностью было то, что в модный культ возводились отдельные вещи, вырванные из целостного контекста текущих тенденций моды. Жители советского пространства просто не понимали, что в данный момент в мире существует совокупность тенденций, включающая в себя целый ряд силуэтов, цветов, видов одежды, аксессуаров, причесок, и т.д. Знаковой становилась именно конкретная вещь, признававшаяся всеми неоспоримым олицетворением моды.

Если говорить о 1970-х, то можно четко перечислить культовые вещи, сделавшиеся советскими модными символами десятилетия. Причем многие из этих вещей действительно соответствовали моде того времени, и присутствовали в мировой модной индустрии, просто в других странах, где одежду не доставали, а покупали, они не были провозглашены некими фетишами, да одежда, да модная, вот и все! Но для советского человека эти вещи значили больше чем просто одежда, ведь их смогли где-то раздобыть, достать, урвать, а это уже было почти счастьем, осуществлением мечты!

Случались и такие феномены, которые вообще непонятно почему в СССР вызывали всеобщий ажиотаж, и считались супермодным дефицитом.
Вещами, появившимися в мировой моде в 1960-е годы, и сделавшимися бестселлерами в СССР в 1970-е, стали - водолазка и её самопровозглашенная советскими людьми разновидность – лапша; батник – еще одна придумка Страны Советов, в действительности же модель, являвшаяся во всем мире просто мужской рубашкой приталенного силуэта с планкой, или женской блузкой, повторяющей фасон мужских рубах; одежда из кримплена; сапоги-чулки, брюки клеш, и, конечно же, наше все – джинсы и дубленка.   

Даже напичканные пропагандой периодические журналы, начали размещать на своих занудно-правильных страницах фотографии передовиков производства и прочих достойных тружеников, в одежде, ассоциирующейся у подавляющего большинства граждан с благополучием, достатком и современной модой.
Модный батник, журнал Смена, 1970 годМодное кримпленовое платье, журнал Работница, 1971 годМодные батники, журнал Огонек, 1976 годМодный батник, журнал Работница, 1976 годМодный батник, журнал Огонек, 1978 годМодный свитер лапша, журнал Работница, 1975 годМодный свитер-лапша, журнал Работница, 1976 годМодная джинсовая куртка и батник, журнал Огонёк, 1978 годМодная меховая шапка, журнал Работница, 1979 годМодная дубленка, журнал Огонек, 1979 год
Главным фетишем моды 1970-х годов в СССР, конечно же, являлись джинсы. Стоит признаться, что джинсомания в это десятилетие стала мировым явлением, правда купить любые джинсы в большом количестве стран было самым обычным явлением. В Советском Союзе вокруг данного вида одежды началась настоящая истерия. Человек, доставший фирменные джинсы, воспринимался как баловень судьбы, у которого в жизни все круто. Лейблы с названиями Wrangler, Lee, Lee Cooper, Super rifle, Levis взывали благоговение. Их можно было либо привезти из-за границы, если ты, конечно, относился к небольшому кругу людей, которые туда выезжали, либо, если ты был обладателем специальных сертификатов (чеков), предназначенных для покупок в валютных магазинах «Берёзка», где джинсы, кстати, тоже появлялись лишь периодически и очень быстро разлетались, купить, отстояв небольшую очередь, либо приобрести с рук. В «Березке» американская продукция не продавалась, в основном менее известные европейские марки. Несколько раз в московских валютных магазинах появлялись разноцветные бархатистые джинсы клеш, очень популярные в мировой моде 1970-х годов, за которыми даже искушённые московские обладатели валютных сертификатов, стояли в очередях, расхватывая модную редкость, что для «Берёзок» было явлением не типичным.

Джинсы известных марок, приобретенные у спекулянтов и фарцовщиков, очень берегли, старались не застирывать эмблему, ведь её можно было спороть и пришить на самострочные штаны. Иногда удавалось также с рук купить джинсовую ткань и найти мастера, умеющего копировать фирменные джинсы, такие немногочисленные умельцы в 1970-е стали появляться. А можно было перешить лейбл на более дешевые индийские или социалистические – польские, венгерские, болгарские и т.д. изделия, которые иногда появлялись в продаже, и усиленно делать вид, что это у меня такая неизвестная в СССР модель именитой джинсовой марки. Если джинсы снашивались, то из них вытаскивались все заклепки, пуговица, выпарывалась молния, чтобы все это богатство пустить на сооружение какого-нибудь самострока. Штанины распарывались, из них можно было сшить мини-юбку, или порезать на куски, которые пригодились бы для изобретения чего-нибудь джинсово-модного, например, сумки, или для заплаток на следующие джинсы, которые вдруг вновь удастся достать.
Джинсы в СССР, Американская выставка, Москва, Сокольники 1959 годДжинсы в СССР, Американская выставка, Москва, Сокольники 1959 год Актеры В.Ивашов и Ж. Прохоренко покупают джинсы в г. Сан-Франциско, США, 1960 годДжинсы в СССР. Александр Абдулов, 1970-е  Мода СССР, мужской джинсовый костюм, певец Сергей Захаров, 1970-еДжинсы в СССР.  Владимир Высоцкий, 1970-еДжинсы и джинсовое платье, СССР, 1979 годМода СССР. Джинсовая куртка, 1970-е  Мода СССР. Джинсовая куртка, 1970-е Мода СССР. Джинсовый  костюм, самодеятельный  ВИА, 1970-е
Впервые джинсы многие советские люди вживую увидели на Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года, а затем на Американской Национальной выставке, проходившей в московских Сокольниках в 1959 году, на которой имелся стенд компании Levi Strauss & Co, где демонстрировались модели джинсов, в том числе и знаменитая 501 модель. Сотрудники, представляющие компанию, были одеты в джинсы и ковбойские рубашки. В 1960-е культовые штаны в СССР были редкостью. Многие даже толком не знали, как называются эти диковинные брюки, часто их называли техасами, так как на многих джинсах, на фирменной эмблеме кроме названия марки, ставилась надпись Texas Jeans, видимо слово Техас было более понятно советскому человеку, чем слово джинсы. История создания легендарных штанов в Советском Союзе никому не могла быть известна, а техасы давали возможность создать логическую цепочку – американский штат Техас – Дикий Запад – ковбои в необычных плотных штанах, скачущие на лошадях, к тому же в 1962 году в СССР показали знаменитый фильм 1960 года «Великолепная семёрка», действие которого происходило примерно в вышеупомянутых краях, а герои носили джинсы.
Джинсы в СССР, 1970-е Мода СССР. Джинсы клеш, ВИА Цветы, 1976 годСоветская мода. Актриса Наталья Кустинская в белых джинсах и батнике, 1970-еМодная джинсовая одежда и обувь на платформе, 1970-еСоветская мода, джинсы производства СССР, 1970-е Советская мода, джинсы клеш, мужские ботинки на каблуке, Москва, 1977 годСоветская мода, джинсы производства СССР, 1973 годМода СССР. Советские джинсы, 1970-еСтатья о джинсах и спекулянтах, журнал  Огонёк, 1978 годСтатья о джинсах и спекулянтах, журнал  Огонёк, 1978 год
В свободной продаже в Советском Союзе периодически появлялись джинсы производства социалистических стран и Индии. И хотя они вызывали некоторую иронию и пренебрежение у самых ярых и продвинутых модников Страны Советов, даже за этими непрестижными моделями выстраивались очереди и товар расхватывался довольно бойко.

Где-то году в 1974 по специальному постановлению Совета Министров в Москве, на фабрике «Рабочая одежда» начали производство собственных джинсов. Они стали появляться в спортивных магазинах и обозначали их, на всякий случай, как брюки. Штанишки эти были очень своеобразными, тонкие, из серой хлопчатобумажной ткани, грубовато простроченные желтыми или белыми нитками с откровенно плохой фурнитурой. Затем в московских магазинах появились джинсы клеш швейного объединения «Вымпел», тоже сшитые из «печальной», как бы, джинсовой ткани стального цвета.

Приличные подделки делали цеховики, шьющие одежду на подпольных предприятиях, которые, чаще всего находились в южных республиках. Процветала подпольная индустрия и в ряде крупных портовых городов. В конце 1970-х начале 1980-х годов советские модели и модели соцстран стали считаться «полной лажей». Все гонялись только за «фирмо́й». На черном рынке западные джинсы, в зависимости от марки, могли стоить от 150 до 250 рублей, для многих одна, а то и две зарплаты. Всевозможная джинсовая одежда – куртки, рубашки, платья, юбки и т.д., являющиеся еще большим дефицитом, чем сами джинсы, была запредельной мечтой, обладатели подобной роскоши притягивали к себе всеобщее внимание и вызывали зависть, у тех, кто не «достал». А чтобы советские люди все-таки понимали, что джинсы – это идеологически чуждые нам штаны, и вообще не в этом счастье, в периодике появлялись статьи, разоблачающие и высмеивающие тех, кто бредит вожделенной иностранщиной.
  
В середине 1970-х в СССР начался бум на лаковые сапоги-чулки, взбудоражившие мировую моду ещё в 1960-е годы. Такие сапоги из социалистических стран стали время от времени появляться в магазинах. Никакого выбора – пара-тройка моделей черного и коричневого цветов, хотя в тех же социалистических странах модельный ряд сапог-чулок был куда разнообразнее. Хотите быть модными - ходите в однотипном! И все ходили, отстаивая за дефицитом многочасовые очереди. И лишь счастливые обладательницы сапог, привезенных из-за границы, резко отличались от одинаково модной советской толпы. Водились в стране и сапоги-чулки отечественного производства из искусственного материала - фловерлака, довольно страшненькие, проигрывающие даже растиражированным чешским и польским экземплярам, да и те в основном предназначались для торговли за валюту в магазинах «Берёзка», а в обычные торговые сети попадали редко. Сапоги – чулки были столь популярны и столь прекрасны на фоне остальных убогих сапог, продававшихся в советских магазинах, что мужественные модницы носили эту абсолютно не предназначенную для холода обувь даже зимой.
Сапоги- чулки в каталоге товаров сети магазинов Берёзка,1975 годМода СССР. Сапоги-чулки привезенные из-за границы, 1970-еСоветская мода. Сапоги-чулки Польша, продававшиеся в советских магазинах, 1970-еМода СССР. Сапоги-чулки ЧССР, продававшиеся в советских магазинах, 1970-еСоветские сапоги-чулки, 1970-е Мода СССР. Советские сапоги-чулки (слева), импортные сапоги-чулки (справа), 1974 годМода 1970-х, белые сапоги-чулки, купленные за рубежом. Ленинргадская школа балета, 1979 годМода 1970-х, сапоги-чулки. СССР, 1976 годМода СССР.  Белые сапоги-чулки, привезенные из-за границы, 1977 годСССР, Мода 1970-х сапоги-чулки, 1976 годМода СССР. Сапоги-чулки, Ереван, 1970-еМода СССР. Сапоги-чулки (в середине), 1975 годМода СССР. Сапоги-чулки, 1970-е Мода СССР. Сапоги-чулки, 1970-еМода СССР. Сапоги-чулки (вторая слева),  1970-е
Обувь на платформе, наводнившая в 1970-е мировой модный подиум, как ни странно довольно быстро добралась и до СССР. С середины 1970-х в Москве и ряде крупных городов страны импортная обувь на платформе периодически появлялась в продаже, ну а где, что-то модное, там, конечно, очередь. Стоя в такой очереди, можно было почитать, какой-нибудь журнальчик типа «Работницы», и узнать, например, что Комиссии по товарам народного потребления намерена уделять серьёзное внимание вопросам повышения качества товаров, выпускаемых предприятиями легкой промышленности. А если модных туфель на платформе, увы, не досталось, посмотреть на фотографию красивой модной обуви в том же журнале. Модницы старались в обязательном порядке обзавестись «платформами», но поистине культовыми стали не туфли на платформе, а сабо на танкетке. Сейчас каждая современная женщина знает, что есть сабо, клоги, опанки, пантолеты, мюли - отличающиеся нюансами модели обуви без пятки. В СССР были сабо и точка! Все остальное в народе именовалось шлепанцами, или попросту шлёпками. Порой, даже в журналах, писавших о моде, толком не знали, как назвать ту или иную модель. Например, сабо в очень продвинутом таллинском журнале «Силуэт» в рубрике «Лексикон моды» именовали - «деревянными туфлями, которые в просторечии можно назвать котурнами». Почему-то советские профессионалы модной индустрии не знали, что котурны это не просторечие, а историческое название античной обуви на высокой подошве. Сабо стали еще одним советским фетишем, в Москве купить их можно было в магазинах соцстран типа «Польской моды»!  

В конце 1970-х в СССР появилась очередная культовая модель обуви – сапоги на манке. Эти сапоги, особенно если они были немецкой компании Саламандер, или как говорили в стране, Саламандра, стали настоящим безумием. В очередях за ними с номером на руке люди стояли по два-три дня. Страсти по манке продолжались до середины 1980-х годов.
Мода СССР. Мини и туфли на платформе, Людмила Гурченко,1970 гМода СССР. Мини и туфли на платформе, актриса Наталья Кустинская, 1970-е.Мода СССР. Обувь на платформе. Певица Эдита Пьеха,1970-еМода СССР. Обувь на платформе, 1970-еМода СССР. Обувь на платформе, 1970-еМода СССР. Сабо и платформа, 1975 годМода СССР. Обувь на платформе, 1970-еМода СССР. Обувь на платформе, 1970-еМода СССР. Обувь на платформе и мини-юбка 1974 годКомиссия по товарам народного потребления даёт обещания народу, журнал Работница, 1976 год Мода СССР. Сабо 1970-хМода СССР. Сабо 1970-хМода СССР. Сабо 1970-хМода СССР. Сабо 1970-хМода СССР, клеш и сабо. Ленинградский ВИА - Калинка, 1970-е Мода СССР. Сабо 1970-х Мода СССР. Сабо 1970-хО модной обуви в СССР, рубрика - Лексикон моды сезона- в журнале Силуэт, 1973 годСапоги на манке. Ленинградский Дом Моделей. 1970-еМода СССР. Сапоги на манке, конец 1970-х
Мало того, что трикотажный джемперок с высоким воротником, именуемый водолазкой, стал модным наваждением для советских людей, так они придумали еще одну культовую вещь, назвав её лапшой, выделив в особую группу водолазку из трикотажа в рубчик, выполненную вязкой «резинка». В мировой практике любой трикотажный свитер с высоким, облегающим горло воротником, будь он гладкий или в рубчик не имел каких-либо специальных названий. Иногда к описанию такой водолазки добавлялся термин Ribbed Pullover - ребристый пуловер. Но в СССР появился собственный феномен – лапша. Вскоре так стали называть все трикотажные кофточки, связанные «резинкой». Эти кофточки были нарасхват, они завоевали всенародную любовь и являлись большим дефицитом. Лапша с оборочкой, лапша в полосочку, лапша с рукавом фонариком и т.д. и т.д.
Модная тенденция, пальто и водолазка. Журнал мод, 1976 годМода СССР, водолазка. Актриса Наталья Бондарчук, 1970 годМода СССР, водолазка. Тренер Татьяна Тарасова, 1970-еМода СССР, свитер-лапша. Актер Николай Еременко, 1974 годМода СССР, лапша. Актриса Наталья Варлей, 1970-еМода СССР, водолазка. Актриса Анна Каменкова, 1970-еМода СССР, лапша. Актриса Зинаида Кириенко, 1970-еМода СССР, лапша. Актрисы Тамара Макарова и Наталья Белохвостикова, 1970-еМода СССР, водолазка-лапша (слева). Выставка Рериха, Москва, 1974 годМода СССР, водолазка-лапша. Балерина Майя Плисецкая, 1970-е
Мечта каждого советского модника – трикотажная одежда, связанная резинкой (лапшой), была отлично представлена на страницах модных журналов, иногда дефицитный товар, в основном из соцстран появлялся в продаже. Тем же, кто не достал, журналы мод предлагали связать себе свитер-лапшу или даже платье-лапшу самостоятельно.
Мода СССР, лапша. Студентки, 1970-еМода СССР, лапша. Студент, 1970-е Мода СССР, водолазка (справа). Московские школьницы, 1977 год Мода СССР, кофточка-лапша, 1970-еМода СССР, лапша, 1970-е
Всем хотелось быть модными, так что и вязали и доставали. Советские производители пытались выпускать современные трикотажные изделия, но качество отечественного трикотажа было откровенно плохим, поэтому, насмотревшись на журнальную одежду, люди носились за импортом.
Советская мода, водолазка- лапша - Журнал мод, 1975 годСоветская мода, трикотажная лапша, альбом по вязанию Занимательный клубок, 1977 годЖурнал - Мода стран социализма, болгарский трикотаж, 1976 годМодный трикотаж. Журнал Модели сезона, 1977 годМодный трикотаж. Журнал Модели сезона, 1979 годМодный трикотаж, журнал Работница, 1976 годУмеющим вязать. Журнал мод, 1976 год Умеющим вязать. Журнал мод, 1976 годУмеющим вязать, журнал Силуэт, 1972 годУмеющим вязать, журнал Силуэт, 1973 годУмеющим вязать, журнал Силуэт, 1971 годЖурнал - Мода стран социализма, чешский трикотаж, 1976 годЖурнал - Мода стран социализма, чешский трикотаж, 1976 годТрикотажная одежда Всесоюзного Дома моделей трикотажных изделий, 1975 годСоветский трикотаж. Журнал Мода стран социализма 1977 годСоветский трикотаж. Журнал Мода стран социализма, 1977 годСоветский трикотаж. Журнал мод 1978 годСоветский трикотаж, журнал - Новые товары, 1977 годСоветский трикотаж,  журнал - Новые товары, 1977 год Советский трикотаж,  журнал - Новые товары, 1977 год
В фаворе у советских модниц были вещи из полосатой трикотажной ткани – водолазки, джемперы, жилеты, платья и пр. В 1963 году модный мир облетела фотография журнала Elle, на обложке которого красовалась модель Николь де Ламарже в полосатом трикотажном свитере-водолазке модельера Сони Рикель. Яркий полосатый трикотаж присоединился к модным веяниям тех лет. И вот, каким-то ветром к середине 1970-х тренд занесло и в Советский Союз. Разнообразная трикотажная одежда – в том числе и полосатая, в этот период вообще была в почете, в СССР она пользовалась огромным спросом, так уж повелось, успехом пользовалось то, чего практически не было. Еще один модный фетиш 70-х - трикотажная одежда с воротниками-хомутами, неважно, что украшал такой воротник, главное чтобы хомут!
Мода СССР, водолазка  в полоску. Актриса Наталья Белохвостикова,1970-еМода СССР, водолазка в полоску. Актриса Ольга Остроумова, 1970- еМода СССР, трикотаж в полоску. Журнал - Спицы, крючок и фантазия, 1978 годМода СССР,трикотаж в полоску, журнал -  Мода стран социализма,1973 годМода СССР,трикотажное платье с жилетом в полоску, журнал Силуэт, 1978 годМода СССР, трикотажный кардиган в полоску, журнал Силуэт, 1979 годМода СССР, полосатый трикотаж, журнал - Мода Минска, 1978 годМода СССР, полосатый трикотаж, журнал - Мода Минска, 1978 годМода СССР, полоска, воротник хомут, кардиган. Журнал - Модели сезона, 1977 годСоветская мода, джемпер-лапша  в полоску (справа), 1970-еМода СССР, водолазка  в полоску (слева), 1978 годМода СССР, трикотаж в полоску. В московском ЗАГСе, 1978 годСоветская мода, слева - батник и трикотажная кофточка в полоску, 1970-еТрикотаж в полоску. Модный образ, СССР, 1978 годМода СССР. Вортник-хомут, 1977 год Мода СССР, воротник-хомут. Журнал - Модели сезона, 1978 годМода СССР, воротник-хомут. Альбом по вязанию - Занимательный клубок, 1977 годМода СССР, воротник-хомут. Журнал - Ленинградского дома моделей, 1978 годСоветская мода. Вортник-хомут, актриса Елена Козелькова,1970-еСоветская мода. Вортник-хомут, актриса Марианна Вертинская, 1979 год
Безоговорочный феномен моды СССР – это, безусловно, батник. Кто и по какому поводу придумал данное название неизвестно, но в 1970-е оно прочно вошло в обиход. Определение «батник» является советским сленгом, очевидно, оно образовалось от английского словосочетания button-down, что переводится как застёжка на пуговицы сверху донизу. На самом деле в английском языке блузки и рубашки этим термином не обозначаются. Преимущественно, понятие button-down употребляется относительно конкретной модели мужской рубашки с воротником, на кончиках которого есть пуговицы, пристегивающиеся к этой рубашке.

Когда в 1970-е годы в страну пришла мода на мужские приталенные рубашки ярких цветов с большими воротниками и такие же женские блузки, возникшая на Западе ещё в конце 1960-х, советские люди решили, что это чудо нужно как-то назвать, и на свет появился батник. Блузки и рубашки на пуговицах люди носили давным-давно, приталенные или нет, с большими воротниками или маленькими они все равно оставались блузками и рубашками, никакого особого термина для выделения какой-либо модели не существовало. Но в Советском Союзе возник батник, который, кстати, носили с «клешами», как в просторечии именовали брюки клеш, и это было круто!
Мода СССР. Модная женская рубашка, журнал - Модели сезона,1976 годМодная рубашка (батник), выпущена в честь полёта в 1975 г. космических кораблей СССР Союз-19 и США Аполлон, швейная ф-ка Татарстана Журнал Работница, 1979 годСоветская мода, батник. Журнал Силуэт, 1973 годСоветская мода, батник. журнал Силуэт, 1973 годСоветская мода, батник. Актриса Валентина Титова. 1977 годСоветская мода, батник. Актриса Елена Козелькова. 1970-еСоветская мода, батник. дочь Елена Гагарина, 1976 годСоветская мода, батник. Актриса Нина Маслова, 1970-еСоветская мода, батник. Актриса Наталья Андрейченко, 1970-е Советская мода, батник, 1970-еСоветская мода, батник. Актриса Наталья Белохвостикова,1970-еСоветская мода, батник. Актриса Эве Киви, 1970-е Советская мода, батник. Актриса Наталья Бондарчук, 1970-еСоветская мода, батник. Актер Андрей Миронов, 1970-еСоветская мода, батник. Участницы телепередачи - Алло,мы ищем таланты - 1972 годСоветская мода, батник, 1970-еСоветская мода, батник, 1970-еСоветская мода, батник, 1970-еСоветская мода, батник, 1970-е
Модным направлением 1970-х годов была многослойность в одежде. Тенденция прижилась среди советских модниц. Платья и джемперы, надетые на водолазку, лапшу или батник стали хитами десятилетия. Ну а суперхитом, несомненно, являлся комплект - батник плюс водолазка.
Многослойность, модели ЧССР, журнал - Мода стран социализма 1977 годМногослойность - платье и блузка, журнал - Мода стран социализма, модель Польши, 1977 годМногослойность - платье и свитер-лапша, журнал - Мода стран социализма 1977 годМногослойность - костюм, жилетка, блузка, Журнал мод, 1975 годСоветская мода, многослойность. Журнал - Модели сезона 1977 годСоветская мода, многослойность. Журнал - Модели сезона, 1977 годСоветская мода, многослойность. Журнал - Модели сезона, 1977 годМода СССР, многослойность. Журнал - Модели сезона, 1978 годМногослойность - платье и водолазка. Актриса Лариса Голубкина, 1970 годМногослойность - блузка и водолазка. Актриса Вера Алентова, 1970-еМногослойность - жакет, рубашка, водолазка. Актриса Мария Соломина, 1970-еМногослойность - платье и водолазка. Актриса Ирина Скобцева, 1970-еМода СССР,многослойность. Трикотажный жакет в полоску и водолазка. Москва, 1978 годВ моде многослойность. В московском ЗАГСе, 1978 годВ моде многослойность, джинсовый костюм и рубашка, 1979 год
Начало 1970-х – это советский кримпленовый бум. Кримплен был разработан в начале 1950-х годов ныне несуществующей британской химической компанией ICI Fibres. Немнущаяся, отлично сохраняющая форму полиэфирная ткань, завоевала мир в 1960-е годы, когда все были увлечены синтетикой, а в одежде превалировали лаконичные геометрические силуэты. В начале следующего десятилетия силуэты стали кардинально меняться, началось наступление романтического и этнического стилей и натуральных тканей. Как обычно, то, что уходило с мировой модной арены, приходило в СССР. Кримпленовые платья и костюмы взбудоражили воображение советских модниц, пополнив ряды дефицитных товаров. До середины 70-х одежда из кримплена была чрезвычайно популярна.
Мода СССР, кримпленовое платье, 1970-еСоветская мода, кримпленовое платье, 1970-еМода СССР, кримпленовое платье, 1970-еМода СССР, импортное кримпленовое платье, 1970-еМода СССР, кримпленовый жакет, 1970-еМода СССР,  кримпленовый костюм, актриса Элина Быстрицкая,1970-еМода СССР, кримпленовый жакет, актриса Людмила Гурченко, 1973 годМода СССР, кримпленовое платье, 1970-еСССР -  модный образ, кримплен, 1970-еМода СССР, кримпленовое платье, Москва, 1970-е Мода СССР,  кримплен, 1974 год Мода СССР,  кримпленовый костюм, на свадьбе, 1970-еМода СССР,  кримпленовый костюм, Москва, начало 1970-хМода СССР,  кримпленовый костюм (справа), 1973 годМода СССР,  кримпленовое мин-платье, Москва, 1976 год
Дубленка – одежда, ставшая для советских женщин и мужчин синонимом таких понятий - как мечта, престиж, статус. В 1960-е и 1970-е годы различные модели дубленок носят во всем мире. С середины 1960-х, когда на тенденции моды огромное влияние оказывала субкультура хиппи, модная публика увлеклась афганскими дубленками. Во второй половине 1970-х об этом узнали в СССР, и в конце десятилетия, помимо охоты за классическими моделями, началась охота за дубленками в афганском стиле. Такие этнические дубленки в мировой моде носили все, и мужчины, и женщины. В СССР подобные модели ассоциировались исключительно с женским гардеробом, мужская афганская дубленка была экзотикой. Часто этот супердефицит привозили из Монгольской народной республики, где работало много советских специалистов, а также находились советские военнослужащие. Дубленка относилась к разряду вещей, которые категорически нельзя было купить, её можно было только достать, причем, по советским меркам за огромные деньги - от 300 до 800 рублей. Исключение – двухсотая секция ГУМа, где по специальным талонам среди высокопоставленных людей и членов их семей распределялись иностранные товары, среди которых иногда бывали и дубленки.
Даже в валютных «Берёзках» дубленка была нечастым гостем. Ну а редчайшее явление, когда дубленки вдруг «выбрасывали» в свободную продажу, собирало вокруг магазина такую толпу страждущих, что, дабы избежать неприятностей, приходилось выставлять милицейские кордоны. Поэтому, если кто-либо носил дубленку, сразу делалось понятно, что либо он бывает за границей, либо имеет доступ к невероятному дефициту, либо располагает солидным бюджетом и может покупать одежду с рук. На человеке в дубленке было написано «жизнь удалась», и все это сразу видели!
О новых модных тенденциях. СССР, афганская дубленка, журнал Мода стран социализма, 1971 годО новых модных тенденциях. СССР, афганская дубленка, журнал Силуэт, 1972 годСоветская мода, дубленка. Актриса Екатерина Васильева, 1972 годСоветская мода, дубленка. Актриса Елена Санаева, 1970-еСоветская мода, дубленка. Актриса Лариса Молеванная, 1970-еСоветская мода. Дубленка певец Муслим Магомаев и Людмила Карева, 1970-еоветская мода, дубленка. Фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев, в центре телеведущий Владимир Ухин, 1970-еСоветская мода, дубленка. Хоккеист, Валерий Харламов, 1978 годМода СССР. Мужчина в модной дубленке, 1970-еСоветская мода, дубленка. Тренер Татьяна Тарасова, 1971 годоветская мода, дубленка, поэт Евгений Евтушенко, 1973 годМода СССР, афганская дубленка, 1979 годСоветская мода, модная дубленка, 1970-еСоветская мода, модная дубленка. 1970-еСоветская мода. Дубленка, 1970-еСоветская мода, афганская дубленка 1970-еСоветская мода. Афганская дубленка и джинсы клеш, актер Игорь Старыгин, 1970-еСоветская мода, афганская дубленка. Фигуристы Л. Пахомова, А.Горшков, в центре тренер Е.Чайковская, 1970-еСоветская мода, афганская дубленка. 1970-еСоветская мода, афганская дубленка. Студенты на субботнике, Москва, 1976 год
Вообще верхняя одежда в СССР была большой проблемой, и хотя проблемой по большому счету было все, этот сегмент одежды доставлял всем, кто хотел прилично выглядеть большую головную боль. Климат-то в стране неласковый, погода переменчивая, то одно нужно, то другое, а ничего нет. Хорошая куртка - дефицит, хороший плащ - дефицит, пол страны все еще донашивало старомодную болонью, зимние и осенние пальто были тяжелыми и громоздкими. А ходить в чем-то надо. В общем, выкручивайтесь, граждане, как хотите – давитесь в очередях, ищите спекулянтов, добивайтесь хорошего пошива в ателье, или берите, что дают!
Советская мода. Многие по-прежнему носят плащ-болонью, 1972 годМода СССР. Многие по-прежнему носят плащ-болонью, 1973 год Советская верхняя одежда, 1972 годСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1975 годСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1978 год Советская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1970-еСоветская верхняя одежда, 1979 год
Если лёгкую одежду можно было сшить на заказ, что-то соорудить самостоятельно, что-то купить с рук, то с верхней было посложнее – в ателье, за редким исключением, шили плохо, самостоятельно - не каждому под силу, у спекулянтов - кофточку или платьице еще потянуть можно, а пальто или шубу, уж очень дорого. Зато, какие симпатичные модели предлагали советские модные журналы! Реальность и зазеркалье существовали параллельно друг другу.
Журнал Силуэт 1973 годЖурнал Силуэт 1973 годЖурнал Силуэт 1973 годЖурнал мод 1973 годЖурнал мод 1972-73 годыЖурнал мод 1974 годЖурнал мод 1974 годЖурнал мод 1974 годЖурнал мод 1974 годЖурнал Модели сезона 1977 годЖурнал Модели сезона 1977 годЖурнал Модели сезона 1977 годЖурнал Модели сезона 1977 годЖурнал Мода Минска, 1978 годЖурнал Мода Минска, 1978 год Журнал Силуэт, 1979 год Журнал Силуэт, 1979 год Журнал Силуэт, 1979 год Журнал Силуэт, 1979 год Журнал Силуэт, 1979 год
1970-е годы – период разнообразных рюшей, воланов и оборок. На время в моду входит жабо. Эта декоративная деталь, известная еще с XVII века, вновь обрела популярность в конце 1960-х. Тренд довольно быстро добрался и до СССР. Уже в начале десятилетия в советской женской моде случился всплеск на блузки и платья, украшенные жабо.
Мода СССР, жабо. Актриса Алла Демидова, начало 1970-хСоветская мода. Жабо, журнал Силуэт 1971 годМода СССР, жабо. Актриса Нина Шацкая, 1970-е Мода СССР, жабо. Актриса Валентина ТеличкинаМода СССР, жабо. Актриса Людмила Максакова. 1970-еМода СССР, жабо. Актриса Надежда Румянцева на Московском международном кинофестивале ( с М.Влади), 1971 годМода СССР, жабо. Певица Эдита Пьеха, 1970-еМода СССР, жабо. Певица Эдита Пьеха, 1970-еМода СССР, жабо. Балерина Людмила Семеняка, начало 1970-хМода СССР, жабо. Актриса Анастасия Вертинская, 1970-еМода СССР, жабо. Участницы XXIV съезда КПСС (внизу слева В. Терешкова), 1971 годМода СССР, жабо. Съемка передачи - А ну-ка, девушки! - 1973 годМода СССР, жабо, 1970-еМода СССР, жабо, 1970-еМода СССР, жабо, 1972 год
Периодически в СССР рождались собственные модные феномены, возникновение которых было трудно объяснить. Так, например, в начале 1970-х, по стране пронесся бум на шерстяные платки с люрексом. Безусловно, вещи с люрексом были характерны для моды этого периода, на фоне люрексовой волны японская компания Чори, производящая различную одежду, начала выпускать платки с растительными орнаментами и цветами из ткани с металлизированной нитью, которые продавались во многих станах мира, в топовые аксессуары эти платки никогда не входили. Но вот в Советском Союзе они на время превратились в модный маст-хэв, равно как и газовые косынки с люрексом. Стоимость привозных японских платков, продававшихся с рук, доходила до 25 рублей, цена баснословная, по советским меркам. После того, как был заключен официальный торговый договор с фирмой Чори, платки наводнили страну. Более красивые с орнаментами предназначались для валютной торговли в сети «Березка», аляповатые с цветами - для обычных магазинов. Хотя в свободной продаже японских платков особенно-то и не было, все поголовно где-то доставали дефицитный товар, правда, модники их уже не носили, считая уделом немодных возрастных тётенек.

Или вдруг вспыхнула мода на мохеровые шарфы, которые также были известны в мире, но не являлись чет-то знаменательным в моде. На советских просторах широкий шарф из мохера стали носить не только на шее, но и на голове, а также накидывать на плечи, причем даже на выходные наряды, это считалось каким-то особым шиком.

Остромодными аксессуарами ни с того ни с сего сделались серебряные колечки под названием «неделька». Почему семь тоненьких ободочков, надеваемых одновременно на один палец, обрели такую популярность – загадка. В официальной торговле подобного товара не было. Украшение делали умельцы, и, соответственно, продавали с рук .1970-е годы - период увлечения этникой. Многие аксессуары, характерные для этого стиля, повсеместно пользовались спросом, в том числе и семь колечек, называвшиеся, кстати, созвучно русскоязычному слову неделька - Seven-Day Rings, а также прочие множественные (не обязательно в количестве семь) тонкие колечки и браслеты, одевающиеся на палец или руку комплектом. Эта мода пришла из стран Южной Азии, но советские модницы считали, что украшение, которое обязательно необходимо приобрести, это именно серебряный набор колец неделька.
Советская мода, японский платок с люрексом, ассортимент магазинов Берёзка, 1970-еСоветская мода, японский платок с люрексом, 1970-еСоветская мода, японский платок с люрексом, 1970-еСоветская мода, газовая косынка с люрексом, 1970-еСоветская мода, газовая косынка  с люрексом, 1970-еСоветская мода, газовая косынка с люрексом, 1970-еСоветская мода, мохеровый шарф, актриса Татьяна Самойлова, 1970-еСоветская мода, мохеровый шарф, актриса Майя Менглет, 1970-еСоветская мода, мохеровый шарф, актер Олег Видов, 1970-еСоветская мода, мохеровый шарф, актриса Ия Савина, 1970-еСоветская мода, мохеровый шарф, 1970-еМода СССР, мохеровый шарф, 1970-е Мода СССР,  мохеровый шарф,  1970-еМода СССР, мохеровый шарф, 1970-еСоветская мода, набор серебряных колец неделька (слева снизу), 1970-е
В конце десятилетия началось повальное увлечение плоским портфелем для бумаг и документов, который в стране именовали «дипломатом», настоящее название которого атташе - attaché case. На Западе атташе-кейс стал популярен после выхода в 1963 году на киноэкраны второго фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью», где герой Шона Коннери пользовался подобной моделью. В советском прокате Бондиану не показывали, поэтому откуда взялась такая тенденция и почему она возникла именно в конце 1970-х понять сложно. Однако портфельчику даже собственное название придумали, кто такой атташе, было как-то не совсем ясно, вроде что-то дипломатическое, так и появился «дипломат». Во второй половине десятилетия такие портфели из полистирола, которые в торговле называли деловыми чемоданами, а в разговорной речи модники именовали кейсами, начали выпускать на московском заводе «Салют». С официальными деловыми портфелями ходили даже школьники, абсолютно не понимая, как нелепо он выглядит в руках ребенка или подростка. Но демонстрация дефицита в СССР превалировала над уместностью.

Один из самых странных фетишей советской моды – это пластиковый пакет, разумеется, заграничный, с рисунком и логотипом, тот самый, в который во всем мире было принято упаковывать различные покупки. Сейчас сложно понять чувства, которые вызывали пакеты с яркими принтами и иностранными надписями, а в те далёкие времена даже прозрачные целлофановые пакетики не выбрасывали, а стирали, сушили и использовали по многу раз. Поэтому красочные пакеты с ручками, увиденные у людей, которые выезжали за рубеж, были восприняты как невероятная роскошь. У нас авоськи, а у них-то, красота какая! Граждане СССР не подозревали, что на Западе авоська вовсе не диковинка и не советская экзотика, она была известна во многих странах с 1920-х годов под названием string-bag.

Молодежь старалась раздобыть себе пластиковый пакетик, чтобы ходить с ним вместо сумки. Ведь если другие видят, что у тебя в руках такая нездешняя красота, значит, ты либо был за границей, либо тебе привозят оттуда фирменные вещички. Особенно ценились пакеты с рекламой сигарет Marlboro, Kent, Camel, Winston, или каких-нибудь заморских спиртных напитков. У фарцовщиков можно было купить привозной пакет за 5-6 рублей. Недёшево по тем временам! Производство этих модных, по мнению молодого поколения, аксессуаров, наладили цеховики, их товар приобретали рубля по три.

Как ни парадоксально, но ущербная психология эпохи дефицита так глубоко проросла корнями в советском поколении, что нынешняя молодежь, а иногда и не совсем уже молодежь, и по сей день не может изжить в себе непреодолимое желание продемонстрировать окружающим свою сопричастность к миру статусных вещей, так как статусное заменило постсоветской генерации дефицитное. Причем демонстрируется это зачастую очень забавным способом, например, при помощи все тех же упаковочных пакетов, только уже не пластиковых, а бумажных, тех, в которые укладывают свой товар дорогие и супердорогие бутики. Пакеты стали источником заработка, бумажные пакеты б/у с логотипами статусных марок пользуются спросом – за них готовы платить от 100 до 1000 рублей. В соцсетях встречается немало таких предложений, а современные девушки на полном серьёзе приобретают обёртку от роскоши, и используют её вместо сумки, как бы говоря тем самым - и мы делаем покупки в люксовом сегменте, и нам он доступен, совершенно не понимая, что люди, имеющие возможность приобретать вещи в фирменных магазинах Gucci, Prada, Dolce&Gabbana, Chanel и прочих кутюрных райских уголках, не ходят с пакетами вместо сумок, не стоят с ними на автобусных остановках, не едут в метро. Но своеобразное мышление, порожденное много лет тому назад несвободой, изолированностью и дефицитом въелось в мозг, и не даёт ему шевелиться, не всем, конечно, слава богу! 
Мода СССР, портфель дипломат, журнал Новые товары, 1977 годМода СССР, портфель дипломат,  1970-еМода СССР, дипломат, 1970-еМода СССР, дипломат, 1970-еМода СССР, дипломат, 1970-е  Мода СССР, дипломат, 1970-еМода СССР, пластиковые пакеты, 1970-еМода СССР, пластиковые пакеты, 1970-еМода СССР, пластиковые пакеты, 1975 годМода СССР, пластиковые пакеты, 1970-е
Брюки клеш – это предмет одежды, ставший одним из самых популярных, любимых и носимых в 1970-е годы. Войдя в моду в 1960-е, они тотально заполнили мировое пространство следующего десятилетия. В Советском Союзе брюки клеш носили абсолютно все, подростки, девушки и юноши, мужчины и женщины, даже дамы в возрасте, в отличие от более консервативных немолодых мужчин, могли надеть на себя расклёшенные брюки. Фасон таких брюк периодически менялся, клеш становился больше или меньше, начинался от колена или поднимался к бедру. Эти мировые колебания быстро улавливались и в СССР, и все старались соответствовать каждой новой тенденции. Купить брюки клеш в советских магазинах было категорически невозможно, может они там и имелись, но никому не приходило в голову, что это чудо отечественного легпрома можно носить. Модные брюки исключительно шились на заказ у частных портных или в ателье, приличные мастера, а порой и хорошие, находились, да и подходящие ткани в этот период в магазинах водились, речь, конечно, идет о Москве, Ленинграде, ряде крупных городов и столицах союзных республик.
Мода СССР, брюки клеш, журнал Мода стран социализма, модель Института моды Венгрии, 1974 год Мода СССР, брюки клеш, журнал Силуэт, 1974 годМода СССР, брюки клеш. Журнал мод Ленинградского дома моделей, 1973 годМода СССР, брюки клеш, журнал Смена, 1974 годМода СССР, брюки клеш, журнал Смена, 1974 годСоветская мода, брюки клеш. Журнал Мода Минска, 1979 годСоветская мода, брюки клеш. Журнал Мода Минска, 1978 годСоветская мода, брюки клеш. Журнал Мода Минска, 1979 годМода СССР, брюки клеш, актриса Людмила Хитяева, 1970-еМода СССР, брюки клеш, акрисы Клара Лучко и Лидия Смирнова, 1973 годМода СССР, брюки клеш, 1970-еМода СССР, брюки клеш, 1970-еМода СССР, брюки клеш, 1970-еМода СССР, брюки клеш, 1970-еМода СССР, брюки клеш, 1970-еСоветская мода. Брюки клеш, Москва, ВДНХ, 1975 год Мода СССР, брюки клеш,1978 год Мода СССР, брюки клеш, 1970-еМода СССР, брюки клеш, 1977 год Мода СССР, брюки клеш, старшеклассники, 1970-е
А вот брючный костюм – наимоднейшая одежда этого времени, для советских граждан оставался вещью редкой и малодоступной. В продаже брючных костюмов не было, за исключением особых магазинов, или секций, а шить качественные костюмы такого рода в стране совершенно не умели, поэтому позволить себе этакую роскошь могли лишь избранные.
Мода СССР, брючный костюм, журнал Мода стран социализма, модель Польши, 1971 годМода СССР.  Брючный костюм 1970-еМода СССР, брючный костюм, журнал Мода стран социализма, 1971 год Мода СССР, брючный костюм, журнал Мода стран социализма, 1971 годМода СССР, брючные костюмы, журнал Мода стран социализма, 1971 годСоветская мода,брючный костюм,журнал Мода стран социализма, модель ЧССР, 1971 годСоветская мода,брючный костюм, журнал Силуэт, 1971 годМода СССР, брючный костюм, журнал Ленинградского дома моделей, 1973 годМода СССР, брючный костюм, журнал Ленинградского дома моделей, 1973 годМода СССР, брючный костюм, Журнал мод, 1974 годМода СССР, брючный костюм, Журнал мод, 1974 год Мода СССР, брючный костюм, журнал Мода стран социализма, модель СССР, 1977 годСоветская мода,брючные костюмы, журнал мода Минска, 1978 годСоветская мода, брючные костюмы и комбинезоны, журнал Модели сезона, 1978 годСоветская мода, брючный костюм, журнал Модели сезона, 1978 годМода СССР, брючный костюм, актриса Лариса Голубкина, 1971 годМода СССР, брючный костюм, муз. редактор Всесоюзного радио Людмила Карева (с М. Магомаевым), 1970-еМода СССР, брючный костюм,певица Эдита Пьеха, 1970-е  Мода СССР, брючный костюм, актриса Ирина Скобцева, 1970-еМода СССР - брючный костюм. В московском музее, 1976 год

Конец первой части. Продолжение следует…









© 2008-2017 | CLIACK-ART-STUDIOl | All rights reserved